Визит главы МИД Польши Витольда Ващиковского в Ереван не случаен. Необходимо, чтобы в Ереване прониклись бы пониманием того, что пункты договора выполнять придется со всей скрупулезностью и с жестким сохранением сроков, оговоренных в документе
Риторика, используемая дипломатами Армении и Польши при личных контактах (а их в последнее время было немало) способна впечатлить. Тут и разговоры о продаже Армении новейшего летального оружия, о передаче технологий для его самостоятельного или совместного производства, и разговоры об активизации экономических контактов вообще, и о более тесном сотрудничестве на политическом поле.
Польша в политических хлопотах, аки пчела
Можно предположить, что во время сегодняшнего визита министра иностранных дел Польши Витольда Ващиковского в Армению, на встречах с коллегой Эдвардом Налбандяном и президентом Сержем Саргсяном эта риторика обогатится новыми оттенками и более весомыми оборотами.
Более того, с максимальной степенью уверенности можно говорить о том, что основной темой разговоров за переговорным столом будет "Восточное партнерство", в которое Польша, видимо, по приказу из-за океана, пытается вдохнуть новую жизнь. Именно это и стало причиной для поездки по странам Южного Кавказа польского министра иностранных дел.
Понятно, что в Баку и в Тбилиси Ващиковский, кроме обсуждения тематики "Восточного партнерства", выполнял еще одно серьезное задание: пытался активировать работы по "Южному газовому коридору", который, по идее, должен бы вскорости доставлять азербайджанский газ в Южную Европу. Об этом разговор отдельный и вполне предметный. Однако сперва – об Армении.
Польша – Армении: следить буду строго, мне сверху видно все, ты так и знай
Конкретно в случае с Арменией в данном контексте дело, видимо, обстоит так: Польша должна обеспечить а) гарантированное подписание армянами рамочного ассоциативного договора с ЕС и б) сделать так, чтобы Армения вдруг не подумала бы, что отделается одним подписанием внушительных объемов документа. Необходимо, чтобы в Ереване прониклись бы пониманием того, что пункты договора выполнять придется со всей скрупулезностью и с жестким сохранением сроков, оговоренных в документе.
Придется иметь в виду, что ссылки типа: "мы бы и рады прикрыть АЭС, и с удовольствием возьмем эти самые ваши 20 с лишним миллионов евро на консервацию реактора, однако сейчас, в данный момент закрыть "атомку" не можем. Ведь всего остального электричества, производимого в стране, хватит лишь на 60 процентов от необходимого", попросту не пройдут.
Что "ювеналку", специально оговоренную в рамочном соглашении, которое Армения скоро будет подписывать, придется выполнять под строгим присмотром неправительственных организаций (они попросту не разрешат, чтобы европейские деньги за "социальные инновации" Армения бы взяла, а выработанный веками принцип патриархальности армянской семьи реально бы не затронула).
Что за отнятыми в неблагополучных семьях детьми вдруг, не дай бог, не присматривали бы специально созданные для этого государственные учреждения: исключительно неправительственные организации. НПО за этим будут строго следить – им ведь за это европейцы деньги платят.
Территориальная целостность Азербайджана для поляков – превыше всего
Ничем иным и не объяснить повышенное внимание такой страны как Польша, находящейся на пике экономического развития (в отличие, пожалуй, от всех остальных европейских стран), к такой стране, как Армения, являющейся полноценным членом ЕАЭС и уже делающей на этом поприще серьезные экономические успехи.
Ну, не оружие же и технологии пытается продать Еревану Варшава, зная, что один из ведущих производителей вооружений – наш партнер по ЕАЭС и союзник, продающий нам все армейское по внутренним ценам. Тем более непонятна позиция Польши в том смысле, что за день до Еревана польский министр Витольд Ващиковский был в Баку, где произнес дословно следующее: "Мы (Польша — авт) верим, что уважение принципов международного права, в том числе территориальной целостности государств, является краеугольным камнем глобальной и европейской безопасности" (цитата из Day.Az). Произнес это Ващиковский, когда говорил о вкладе Варшавы в урегулирование нагорно-карабахского конфликта.
Интересно, зададут ли журналисты в Ереване, после официальной встречи Налбандян-Ващиковский вопрос касательно позиции Польши к суверенному праву народов на самоопределение?
Газовые страсти Польше покоя не дают
А что касается визита Ващиковского в регион в глобальном аспекте, то тут, видимо, следует отметить следующее.
Как уже было сказано, это вопрос "Южного газового коридора", в котором крайне заинтересована Польша, хотя, казалось бы, вопросы снабжения газом Южной Европы ее бы не должны были беспокоить. Однако беспокоят, и вот почему.
Трамповская Америка рискует потерять самых надежных своих друзей в Европе – Германию, Францию и Италию, поскольку им уже поперек горла санкции против России (да и против Ирана тоже). Они хотят торговать, налаживать бизнес – контакты, не иметь проблем с поставкой дешевых энергоносителей.
США нужно другое: чтобы, в итоге, Европа эти самые энергоносители (конкретно — газ) покупала у них. Сланцевый, дороже минимум процентов на 60. Но – у них, у Штатов. За это ратует в первую очередь Польша – именно ей предстоит стать хабом американского газа для Европы, если дело выгорит.
А для этого нужно прикрыть выход России на европейский рынок энергоносителей. Чтобы в Европе вынуждены были хотя бы начать покупать дорогой американский сланцевый сжиженный газ с польского терминала в Свиноуйсьце. Поэтому Польша так активно выступает на международной арене, стараясь не допустить запуска "Северного Потока – 2" на Балтике (Германия) и "Южного потока" на Черном море (Турция).
Если Варшаве удастся подтолкнуть Азербайджан, Грузию и Турцию, чтобы те активнее взялись за дело и опередили бы Россию, строящую сейчас газопровод по дну Черного моря, то теоретически получится, что половину объема российского газа (а это порядка 16 миллиардов кубометров газа в год) с юга будет поставлять Азербайджан. Это было бы не катастрофично, но неприятно для Газпрома, если бы….
Если бы у Азербайджана эти самые 15 миллиардов кубов газа в год наличествовали бы. А их нет. Максимум 10, а остальное придется докупать у того же российского Газпрома, чтобы не сорвать договора о поставках. Так что Польше, как минимум пока, вовсе не светит стать основным транзитным хабом по поставке американского газа в Европу.
ru.armeniasputnik.am