Ракетный удар по Сирии чреват дальнейшей эскалацией напряженности в регионе и во всем мире, говорится, в заявлении, принятом на чрезвычайном заседании Постоянного совета ОДКБ, созванном в связи ситуацией в Сирии. Постоянный совет ОДКБ осудил ракетные удары США при поддержке Великобритании и Франции по территории Сирии, осуществленные 14 апреля 2018 года в нарушение фундаментальных принципов и норм международного права, вопреки Уставу Организации Объединенных Наций без санкции Совета Безопасности ООН. Постоянный совет ОДКБ призывает Совет Безопасности ООН приложить максимальные усилия для выполнения возложенной на него международным сообществом задачи по восстановлению и поддержанию международного мира и безопасности.
Нелишне констатировать, что это заявление ОДКБ было инициировано в контексте инициативы Владимира Путина по созыву чрезвычайного заседания Совета безопасности ООН. Москва предложила СБ ООН проект резолюции с тем же содержанием, который, однако, был отклонен – кроме России, удостоившись поддержки только Китая и Боливии.
Но вернемся к ОДКБ, которая в формальном плане не представлена в сирийском процессе, но, по сути, в новой Холодной войне стала инструментом Москвы. В Кремле желают создать иллюзию, что якобы их сирийская кампания пользуется содействием коалиции государств – создав противовес западной коалиции, которая объединяет США, Великобританию и Францию. Эта пропагандистская, дипломатическая имитация является для России необходимостью, тем более, после ночного ракетного удара по Сирии, когда основной союзник Москвы за последние два года – Турция – на высоком уровне выразила свою поддержку действиям западной коалиции.
Но сегодняшняя позиция ОДКБ создает опасную ситуацию в особенности для Армении. Вследствие жесткой политики и принуждения Москвы придерживаемая Арменией политики «и – и», по сути, впредь не действует. ОДКБ постепенно превращается в передовую линию Холодной войны, что как минимум предполагает, что члены этого военно-политического блока становятся вероятными мишенями западных, в особенности американских санкций – по сути, отождествляясь с Россией. Положение Армении рискованно в нескольких смыслах. С одной стороны, мы скованны тем обстоятельством, что единственным поставщиком вооружений для наших вооруженных сил, по сути, является Россия, с другой стороны – в формальном плане, представитель именно Армении в данный момент является генеральным секретарем ОДКБ.
На другой стороне медали – предупреждение Вашингтона: применить санкции в отношении всех стран, которые заключат значительные военные сделки с российским ВПК. Армения может надеяться на лояльность Вашингтона хотя бы в случае нейтральной политики, но сегодня придерживается явной антиамериканской политики в формате ОДКБ.
Администрация Дональда Трампа привычна к решительным действиям, и, пожалуй, Армения оказывается в, условно говоря, вероятном «черном списке» Вашингтона – со всеми вытекающими из этого последствиями.
Схематичные подходы властей Армении, легенды о сбалансированной политике впредь не работают, потому что наша страна вольно или невольно заняла свою позицию в новой Холодной войне. Пожалуй, есть необходимость в том, чтобы Армения вела более инициативную внешнюю политику – на уровнях двусторонних отношений, опубликования собственных точек зрения в глобальных вопросах. Армения не может резко пересмотреть свою внешнюю политику, но должна хотя бы использовать свои ограниченные ресурсы – для того, чтобы подчеркнуть свою субъектность, свою самодостаточность. Императив обеспечения безопасности не оставляет альтернативы.
http://novostink.ru