Главным достижением 2018 года в сфере информационных технологий Армении может по праву считаться проект национального венчурного фонда, который будет задействован до конца года. В этом уверен министр транспорта, связи и информационных технологий Армении Ашот Акопян.
Важные соглашения с Грузией и с Азиатским банком развития, злоупотребления в ЮКЖД. Эти и многие другие вопросы прокомментировал в интервью Sputnik Армения министр транспорта, связи и информационных технологий Армении Ашот Акопян. Беседовала Лаура Саркисян.
— Запрет на импорт пшеницы автомобильным путем перенесли в Грузии на год. Ведут ли власти Армении переговоры с грузинскими коллегами по этому вопросу, и какого характера?
— С Грузией мы вели диалог постоянно. Как только встал вопрос, я, министр сельского хозяйства, министр экономики были на связи с нашими грузинскими коллегами. Недовольство есть и с грузинской стороны.
С глобальной точки зрения, переход на паром – решение правильное, так как это позволит разгрузить важный для нас КПП "Верхний Ларс". Буквально два месяца назад шли обсуждения: для нас в приоритете как раз стоял вопрос разгрузки КПП и покупки более качественного зерна.
Премьер-министр Армении Никол Пашинян поручил сделать так, чтобы запрет не отразился на ценах на пшеницу. Этот вопрос он обсудил и с премьер-министром Грузии. В итоге нам удалось добиться того, чтобы стоимость транспортировки осталась неизменной.
Запрет влечет и другие последствия: многие перевозчики остаются без работы. Другие не могут привозить товар на пароме. Такое положение приводит к монополии. Если мы сможем решить все эти вопросы, то переход на паромную переправу – лучшее решение.
— Насколько вероятно, что для импорта пшеницы будут задействованы как автомобильные, так и железнодорожные пути?
— Железная дорога и сегодня по возможности используется. Также рассматривается вариант, при котором из Поти можно будет привозить пшеницу машинами и вагонами. Для Грузии важно разгрузить КПП "Верхний Ларс" еще и для стимулирования турпотока. Понятно, что огромные очереди им не нужны.
— С конца 2014 года обсуждается вопрос задействования уникального в регионе армяно-грузинского проекта "Мост-Дружбы". Когда он будет запущен и есть ли в нем необходимость?
— Программа поэтапно реализуется: вопрос финансирования уже решен. Небольшая проблема возникла с иранской компанией, которая должна была заняться строительством и проектированием моста.
Подрядчик представил страховой депозит на счету в банке, но ни армянская, ни грузинская стороны не сочли банк достаточно надежным. На решение этого вопроса потребовалось время, однако в итоге все завершилось благополучно.
На проектирование моста уйдет пять месяцев, еще год – на строительство.
Современные пункты есть и в Грузии, и в Армении, однако необходимость в КПП такого уровня все же есть. Мост может простимулировать туризм и разгрузит другие пункты.
— Армения и Беларусь договорились об отмене квот на въезд грузовиков и автобусов. Какие страны ЕАЭС на очереди и планируется ли внедрять такие же механизмы с Россией?
— С Беларусью уже подписано соглашение, которое должно быть утверждено парламентом Армении. Отмена квоты будет действовать и в случае въезда машин в Беларусь из Армении через третью страну. На данный момент мы обсуждаем этот вопрос с Казахстаном. Думаю, такая схема будет задействована и с другими странами ЕАЭС. На данный момент с Россией этот вопрос не обсуждается.
— Как вы прокомментируете недавнее заявление премьер-министра Армении Никола Пашиняна о злоупотреблениях в ЗАО "Южно-Кавказская железная дорога" на 60 миллионов долларов?
— Озвученная сумма касается всего периода — с 2008 года, с тех пор, как ОАО "Российские железные дороги" осуществляет концессионное управление армянскими железными дорогами. Однако это предварительная информация, требующая проверки. На данный момент ведется следствие по возбужденному уголовному делу.
— На каком этапе находится реализация проекта автомагистрали "Север-Юг", и где Армения найдет средства на его завершение?
— У нас есть подвижки по третьему участку трассы.
Когда я вступил в должность, на этом транше (участок трассы – ред.) в день закладывалось от тысячи до 1,5 тысяч кубометров насыпи, сегодня этот показатель вырос до 8-8,5 тысячи куб. метров закладки насыпи в день. Было некоторое непонимание между строителями и инспектором, мы эту проблему устранили.
На данном этапе, мы намерены акцентировать внимание на втором транше. На днях мы встретились с представителями Азиатского банка развития, они отметили прогресс, оценили, какую возможность даст задействование проекта. При необходимости, банк готов предоставить отсрочку на несколько месяцев.
По графику, третий транш должен быть завершен в июне 2019 года, в июле 2019 года — второй. Если же не успеем, то нам понадобится несколько месяцев на то, чтобы закончить работы.
— Мы много и постоянно говорим о том, что "информационные технологии" — визитная карточка Армении. Какой проект вы бы отметили в этом контексте?
— Проект создания национального венчурного фонда, направленный на обеспечение благоприятной инвестиционной среды, реализацию новых программ. Это однозначно принесет известность Армении. В этой сфере мы также предлагаем налоговые льготы, что также привлечет иностранных инвесторов. Думаю, проект будет задействован до конца года.
ru.armeniasputnik.am