Правительство Армении внесло в Национальное собрание свою программу. Отрадно, что общественность страны, которая как-то самоотстранилась от выражения мнений по проекту Госбюджета 2019 года, на этот раз активно включилась в обсуждение программы правительства. Пока что, больше всего заметны критические оценки. Основания для такой критики, несомненно, есть – слишком декларативны многие позиции программы.
Нас же, в данный момент, заинтересовала сама философия правительства, отражающая видение проблемы укоренения атмосферы всеобщей законности в стране. Оказывается, “ключевым фактором решения проблемы всеобщего равенства перед законом является политическая воля правительства”. Похоже, что здесь мы имеем дело с каким-то мировоззренческим новаторством, в сути которого стоит разобраться, пока не поздно.
Действительно, может ли политическая воля правительства гарантировать верховенство закона в стране? Обычно принято считать, что верховенство закона обеспечивается правоохранительными органами, в первую очередь, системой независимого правосудия. Государство, по сути, и есть территория, где установлен закон и где по решению суда право применения силы против нарушителей закона является монопольным правом соответствующих государственных институтов. То есть, не волей правительства, а независимой от воли правительства судебной системой обеспечивается всеобщее равенство людей перед законом.
Но, по-видимому, новые власти Армении имеют свое представление о гарантиях всеобщей законности в стране. В их представлении, не сам закон, а “хорошие” чиновники являются такими гарантами. Об этом, иногда даже открыто, говорится высшими должностными лицами. Заявляют, что не плохие или хорошие законы важны, а личные качества тех, кто применяют эти законы в своей государственной практике. То есть, дело не в законах, а в преданности идеалам революции и государства. Видимо, к этому и сводится понятие “политическая воля правительства”. Верят ли они сами тому, о чем говорят – трудно определить. Но лучше было бы для всех, если бы не верили. Ведь получается так, что проблема обеспечения равенства самих членов правительства перед законом также решается политической волей правительства. Соответственно, судебная система является излишним институтом в государстве. Какая-то остаточная философия из практики монархий: повелитель есть царь и судья одновременно. По иному, понять логику властей невозможно.
Хотя, нечто подобное старшее поколение людей видело в бывшем Советском Союзе. И там обществу внушалось, что гарантом законности является совесть членов правящей коммунистической партии и их преданность идеалам государства. А все государственные институты, такие как выборы, судебная система и пр., являются всего лишь механизмами обеспечения идеалов государства (заметьте – не всеобщего равенства перед законном). К чему это привело, помнят многие: в стране установилась атмосфера всеобщего бессилия граждан перед правящей партией. Инструментом регуляции государственной жизни стал институт репрессий. Политическая воля свелась к волюнтаризму – субъективные представления об идеалах государства подменили государственный закон. Чем более преданными этим идеалам были члены правящей партии, тем более репрессивными были их действия по отношению к гражданам.
Странно, что выдвинувшие проблему установления в стране атмосферы всеобщей законности в разряд ключевой цели “бархатной” революции деятели имеют такие архаичные представления о законе. Надеемся, что общество сможет убедить их пересмотреть эти представления.
acnis.am
novostink.net