Министр иностранных дел Азербайджана Мамедьяров выразил недовольство в связи с заявлением Еревана, связанным с возвращением Арцаха за стол переговоров. По его словам, «оккупированные территории должны быть возвращены, и это гарантия стабильного мира».
Фактически, Мамедьяров повторяет то, что заявил депутат Госдумы России Константин Затулин, главный российский «лазаревец», который на днях сказал, что решение карабахского конфликта просто – армяне возвращают 7 районов, а Азербайджан признает независимость Арцаха.
Баку, вроде, ничего не говорил о независимости, и Затулин, как может показаться, говорит больше, чем Мамедьяров. На деле они говорят одно и то же.
Здесь и кроется ловушка, в которую загнан переговорный процесс уже 25 лет: и Левон Тер-Петросян, и Роберт Кочарян, и Серж Саркисян обсуждали только один вопрос – взамен на что будут возвращены территории.
А Баку не интересовало, взамен на что. Их интересовал процесс сам по себе, которым они легитимизировали свои права. Вот почему Баку на различных этапах не принимал представленные предложения, хотя они казались приемлемыми. Например, Казанский план, когда Серж Саркисян готов был сдать 5, даже 7 районов, не ожидая при этом фиксации статуса.
Но Баку отклонил этот план. Потому что переговоры решают для Азербайджана вопрос права, который является важным компонентом военной стратегии. Баку ставит на получение всего, территории для него – часть достижения всего, а не мира. 25 лет армянская сторона давала Баку возможность идти по этому пути.
Не известно, как сложилось бы все, если бы Баку при покровительстве России решился на наступление не в 2016 году, а через год-два, лучше подготовившись, в том числе, путем разъедания суверенитета Армении. Не ясно, как сложилось бы, если США в апреле 2016 года не оценили неизбежность такого исхода и не подтолкнули бы Баку к фальстарту, будучи уверенными, что на данном этапе армянская армия и общество найдут в себе достаточный потенциал для сопротивления.
Сейчас Ереван пытается лишить Баку возможности хотеть все, закрывая путь к легитимизации права на территории и заявляя о праве армянской стороны на них.
Не случайно Мамедьяров поспешил в Россию, а оттуда слышен голос Затулина. Потому что важно, чтобы прозвучал «проармянский» голос, который анонсирует право Азербайджана.
В Армении никто на этот голос не отозвался, особенно, те, кто после революции обвиняют новые власти в «сдаче территорий».
Акоп БАДАЛЯН, Обозреватель
Источник: Lragir.am
novostink.net