Ключевая роль в укреплении экономических контактов с Ираном отводится Армении, как ближайшего соседа Ирана и члена ЕАЭС.
На фоне санкционного давления США на Иран и связанных с этим экономических сложностей, важность Евразийского экономического союза для Тегерана сложно переоценить. И ратификацию иранским парламентом временного соглашения о зоне свободной торговли с ЕАЭС нужно рассматривать в первую очередь в этом ключе.
"То, что Меджлис Ирана ратифицировал соглашение о зоне свободной торговли с Евразийским экономическим союзом, говорит о том, что Тегеран хочет привязать к себе Россию", — сказал в интервью Sputnik Армения востоковед, эксперт Российского совета по международным делам (РСМД) Сергей Мелконян.
Временное соглашение между странами Евразийского экономического союза и Ираном о создании зоны свободной торговли было заключено 17 мая 2018 года во время Астанинского экономического форума. Трехлетнее соглашение предусматривает образование ЗСТ по ограниченной номенклатуре товаров между ЕАЭС и Ираном. 10 июня этого года иранский законодательный орган ратифицировал договор.
По словам Мелконяна, сейчас, когда главные импортеры иранской нефти отказываются от сделки с Тегераном под давлением США, Исламской республике крайне нужны экономические связи с таким крупным рынком, каковым является рынок ЕАЭС. Мелконян считает, что заинтересованность в сотрудничестве с Ираном есть и у двух крупнейших стран ЕАЭС – России и Казахстана. Он полагает, что соглашение сторонами будет постоянно продлеваться.
Но, по мнению эксперта, нужно учесть и геополитический аспект ратификации соглашения. Дело в том, что иранцы с некоторой "ревностью" воспринимают сотрудничество России с Израилем по ряду направлений.
"К примеру, недавно в Израиле проходило совещание начальников Генштабов России, США и Израиля. Скорее всего, на повестке стоял вопрос иранского присутствия в Сирии. Конечно, Россия по многим "кейсам" является союзником Ирана, но есть и сюжеты, где Москва вполне готова занять нейтральную позицию. Возможно, этого нейтралитета и опасается Тегеран. Отсюда и его стремление крепче привязать к себе Россию", — говорит Мелконян.
Отметим, что соглашение формирует основные правила торговли между ЕАЭС и Ираном, максимально приближенные к правилам ВТО, а также охватывает вопросы режима наибольшего благоприятствования и национального режима, применения защитных мер и таможенного администрирования.
Ключевая роль в укреплении экономических контактов с Ираном отводится Армении, как ближайшего соседа Ирана и члена ЕАЭС. Из стран ЕАЭС Армения торгует с Ираном активнее всех. Абсолютные объемы торговли намного ниже, чем в России или Казахстане. Но в относительном выражении, доля Ирана во внешней торговле Армении составляет чуть больше 4%, тогда как у Казахстана – около 0,7%, а у России – около 0,5%.
Наш собеседник считает, что Ереван в стремлении развивать экономическое сотрудничество вряд ли рискует попасть под санкции США. Американцы с пониманием относятся к сотрудничеству Еревана с Тегераном, они учитывают транспортную изоляцию Армении. Закручивать гайки небольшой стране Вашингтон не станет, полагает Мелконян. К тому же политика Вашингтона по Ирану может измениться с уходом Трампа из Белого дома.
С другой стороны нужно понимать, каковы перспективы экономического развития самого Ирана с тем, чтобы армянские компании были заинтересованы в сотрудничестве. Здесь опять-таки многое будет зависеть от будущих внутриполитических пертурбаций в США, полагает эксперт.
.armeniasputnik