Всемирная газетная ассоциация начала широкомасштабную кампанию против поисковых систем, таких как Google, обвиняя их в аггрегации чужого контента и несправедливом присвоении прибыли.
Традиционные печатные СМИ на фоне падающих тиражей и снижения прибыли все активнее начинают выходить в интернет и пытаются искать новые бизнес-модели. Но лишь немногим удается построить успешный бизнес в онлайне.
При этом некоторые из них никак не могут смириться с тем, что Google и другие поисковые системы зарабатывают больше, чем они, не создавая при этом контента. В глазах представителей медиабизнеса поисковые системы представляют собой некие паразитирующие сущности.
Тогда как тиражи газет падают, поисковые системы процветают. Они зарабатывают миллиарды долларов и активно расширяют свой бизнес, основанный на индексации и поиске среди чужого контента. А ведь значительная часть контента создана именно газетами. С точки зрения, например, Всемирной газетной ассоциации это нечестная система. Руководители авторитетной профессиональной организации, которая объединяет более 18.000 газет со всего мира, заявили, что собираются «бросить вызов использованию контента поисковыми системами без справедливой компенсации для правообладателей».
Как известно, поисковые системы и специализированные новостные аггрегаторы вроде Google News автоматически индексируют тексты газетных статей и выдают пользователю отрывки из текстов со ссылками на источник информации. Тот же Google News при этом не является коммерческим сервисом, не несет на своих страницах контекстной рекламы и только недавно вышел из стадии бета-тестирования. Тем не менее, «они строят новую информационную среду на плечах нашей индустрии, совершенно не оплачивая какой-либо контент», — говорит Али Ранема (Ali Rahnema), управляющий директор ассоциации. По его мнению, только суд может решить вопрос, имеет ли право поисковая система копировать из газет заголовки и первые абзацы новостей с фотографиями.
Цель данной кампании — не столько засудить Google, сколько продемонстрировать недовольство существующим положением дел в принципе. Всемирная газетная ассоциация пока не объявила, какие конкретные шаги она намерена предпринять.
Это уже не первый случай, когда традиционные медиа выдвигают претензии к Google. В прошлом году информационное агентство France Presse подало в суд на Google по той же причине, после чего материалы AFP исчезли с поискового сайта. Этот процесс еще не завершен, и вся печатная индустрия пристально наблюдает за его развитием.
Инф. «Вебпланета»