Кабинет Министров Украины почти официально признал, что не успеет приватизировать КГОКОР до 1 марта нынешнего года, и попросил отсрочку на месяц. Однако реалистически настроенные эксперты полагают, что предприватизационная подготовка объекта может быть завершена не раньше июля-августа.
На прошлой неделе участники правительственного совещания, проведенного первым заместителем премьер-министра Украины Станиславом Сташевским, пришли к выводу, что приватизация Кривоского горно-обогатительного комбината окисленных руд (КГОКОР) в сроки, установленные Президентом Украины Виктором Ющенко, не состоится. А потому, по итогам совещания было принято решение просить его перенести крайний срок продажи на 25 марта. Кроме этого, чиновники дали ряд поручений: Фонду государственного имущества Украины (ФГИУ) — провести инвентаризацию украинской части в имуществе незавершенного строительства КГОКОРа; Министерству финансов Украины – проанализировать наличие задолженности Украины перед странами-участницами строительства комбината; а также — всем профильным министерствам и ведомствам — сформировать рабочую группу для проведения переговоров со Словакией и Румынией. Что же касается концепции продажи, общего плана предприватизационной подготовки объекта, законодательного обеспечения его приватизации и перспектив подписания межправительственного соглашения, которое развязало бы украинским чиновникам руки,— то эти вопросы, видимо, еще не встали перед отечественными приватизаторами.
Между тем, для того, чтобы к концу марта объект был продан (даже если сбросить со счетов все специфические проблемы, в которые упирается его приватизация), предприватизационная подготовка уже сейчас должна подходить к концу, а конкурс — к началу. То есть, Кабмин должен был бы не сегодня-завтра утвердить условия конкурса, а ФГИУ максимум через пару недель — опубликовать объявление. Но, опять таки, для того, чтобы подойти к этому рубежу, правительству следовало бы уже сегодня дать ответ на ряд вопросов: об объекте продажи (украинская доля 56,4% или весь комбинат целиком); о его статусе (объект незавершенного строительства или же стратегический объект); заключить межправительственное соглашение с партнерами по строительству и, наконец, инициировать принятие парламентом законопроекта об особенностях приватизации КГОКОРа. И только после этого можно было бы принимать решение о форме продажи, условиях и сроках проведения конкурса.
Вполне очевидно, что на этом фоне инвентаризация и анализ задолженности Украины — это, так сказать, технические задачи, решение которых в лучшем случае представляют собой пролог самой предприватизационной подготовки. Однако не менее очевидно и то, что осуществить даже их в течение ближайшего месяца достаточно проблематично. Хотя, конечно, они могли бы быть проведены параллельно с рядом других, более важных мероприятий. Именно это власти и пытаются делать. Впрочем, пока безрезультатно.
Так, в дискуссии об объекте продажи, ход которой предопределяется возможными вариантами договоренностей с иностранными партнерами по строительству КГОКОРа, ясности по-прежнему нет. Как известно, в декабре Министерство промышленной политики Украины настаивало на продаже только украинской доли в этом объекте, а ФГИУ — на противоположном. Более того, казалось, что развитие событий склоняется к первому варианту, поскольку министр промышленной политики Украины Владимир Шандра после очередного раунда переговоров с партнерами Украины сообщил прессе о разработанном протоколе соответствующего международного соглашения, который после согласования с другими отечественными министерствами и ведомствами предполагалось подписать представителями всех трех сторон. При этом существовали и другие мнения. В частности, по информации экс-заместителя министра иностранных дел Украины Александра Чалого, основному партнеру Украины — Румынии — было бы желательно вернуть свои вложения в денежной форме и, следовательно, ей более выгодна приватизация всего объекта сразу, что она и предлагала.
И вот теперь в январе правительство вновь дает задание сформировать рабочую группу для проведения переговоров, что, по сути, означает возвращение ситуации на круги своя. Именно это подтверждает сделанное в пятницу заявление председателя ФГИУ Валентины Семенюк о том, что страны-участницы строительства Кривоского горно-обогатительного комбината окисленных руд (КГОКОР) так и не достигли окончательной договоренности об условиях его приватизации. Кстати, о предмете разногласий сказано ничего не было.
Не менее проблематичным остается и определение статуса объекта продажи. Так, предложенный в прошлом году законопроект «Об особенностях приватизации Кривоского горно-обогатительного комбината окисленных руд» (КГОКОР) народного депутата Верховной Рады Сер Матвиенкова был признан экспертами неудовлетворительным. Напомним, что автор законопроекта исходил из того, что Украина будет продавать свою долю в КГОКОРе. Но при этом не ответил на главный вопрос, вытекающий из этого подхода и сформулированный заместителем председателя ФГИУ Дмитрием Парфененко: если объектом приватизации де-факто оказывается часть объекта незавершенного строительства, то главной задачей является законодательное определение такого рода объекта. Впрочем, даже если бы речь шла о всем объекте целиком, из логики законопроекта совершенно ясно вытекает, что он тем не менее должен быть продан как стратегический объект, а не как объект незавершенного строительства. Однако обоснование того, почему КГОКОР классифицирован именно таким образом, в законопроекте отсутствовало. Поэтому этот вариант законопроекта оказался неприменимым. А новый пока никто разрабатывать не собирается.
Итак, даже с учетом переноса сроков приватизации с 1 на 25 марта, до выборов КГОКОР приватизирован не будет. Хотя официально никто этого пока не признает. При этом любопытно, что дата, на которую ы правительственного заседания намерены просить Президента передвинуть предполагаемую сделку, весьма символична: это суббота, день, предшествующий выборам в Верховную Раду. Вполне очевидно, что ни в этот день, ни в течение месяца, ему предшествующего, власти будет не до приватизации КГОКОРа. А после 26 марта ситуация, в которой окажется нынешняя власть, существенно изменится, либо же изменится сама власть.
Елена Герасимова,
корреспондент
ELCOMART News
(e-news)