Пакет трех услуг (телевидения, интернета и телефонии), передающихся по одному кабелю, уже получивший устоявшееся наименование triple play, больше не является пределом развития телеком-индустрии. На смену "тройной е" производители телекоммуникационного оборудования готовят "у вчетвером" - тот же самый triple play плюс мобильность. Проекты quad play уже реализуются в Европе, США и даже в России.
Объявленное в апреле 2006 года слияние европейских операторов NTL и Virgin Mobile аналитики единодушно признали первой сделкой quad play в Европе. Кабельный оператор приобрел мобильного в первую очередь для развития новых услуг под маркой Virgin. Однако это слияние - не единственный признак интереса европейских операторских компаний к услугам нового типа. Так, крупнейший британский торговец мобильными телефонами (и одновременно ьный оператор мобильной связи - MVNO) Carphone Warehouse в начале этого года предоставил абонентам своего тарифного плана TalkTalk бесплатный высокоскоростной доступ по фиксированной линии. Чем не пример конвергенции?
Проявить свою мобильность стремятся и монстры традиционной телефонии. Так, крупнейшая телефонная компания Великобритании - BT выдвинулась на рынок мобильной связи, заключив договор о создании ьного мобильного оператора с Vodafone. Quad play интересуются и по другую сторону океана. Один из крупнейших американских сотовых операторов, Sprint Nextel, не так давно приобрел аж четыре небольшие компании фиксированной связи.
Концепция quad play, которую активно продвигают производители сетевого оборудования, постепенно вытесняет формулу triple play в умах как менеджмента компаний-операторов, так и инвесторов телекоммуникационной отрасли. Сама идея на удивление хороша. Ведь до сих пор фиксированные и мобильные операторы развивались как бы в разных плоскостях. Триумфом эволюции кабельных сетей стал пакет услуг triple play - когда в квартиру по одному и тому же медному телефонному проводу подается не только телефонный сигнал, но также интернет и телевещание. Triple play буквально завоевал Европу еще в начале 2000-х годов. Одна из крупнейших компаний фиксированной связи Европы - Deutsche Telekom - занялась предоставлением доступа в Интернет и к каналам платного телевидения еще в 2002 году. Всего за пару лет оператор почти удвоил показатель ARPU (среднемесячный доход с одного абонента). Неплохие показатели и у российских проектов triple play "Стрим" и "Стрим ТВ".
В то время как отрасль фиксированной связи ставила свои рекорды, мобильные операторы не стояли в стороне. Сегодня даже в России на долю дополнительных услуг сотовой связи приходится до 15% доходов операторских компаний. Мобильный телефон стал не просто средством для переговоров, но и интернет-браузером. А в преддверии чемпионата мира по футболу в Германии сотовые компании прочат расцвет и совершенно непривычной для мобильных пользователей услуге - сотовому телевидению.
Телекоммуникационная индустрия развивается по спирали. Если в начале 2000-х годов для бизнес-пользователей в новинку была услуга FMC (Fixed-Mobile Convergence), позволяющая принимать звонки на несколько мобильных и фиксированных номеров как на один телефон, то сегодня речь идет не только о голосе, но и о видео- и интерактивном контенте. Так, стремясь наполнить свои сети завлекательным контентом, та же BT не только "подружилась" с Vodafone, но и завязала партнерские отношения с медиа-порталом Yahoo.
Услугам quad play, какими бы привлекательными они ни казались операторам и пользователям, предстоит еще немалый путь до начала коммерческой эксплуатации. Даже пакеты triple play оказались намного сложнее во внедрении, чем входящие в них услуги по отдельности. Пакет triple play оперирует большим количеством протоколов и сервисов, следовательно, инфраструктура triple play требует более квалифицированного обслуживающего персонала. Не говоря уже о quad play - эта технология и вовсе возводит техническую сложность сети в новую степень.
Сер Коляда, ИАА "Сотовик"