Особенности зонирования торговых помещений
Очевидно, что продавец, учитывающий в своей работе психологию и особенности поведения покупателя, продаст больше, чем продавец, не обладающий подобными навыками и знаниями.
В торговом зале магазина самообслуживания, где посетитель на первый взгляд предоставлен самому себе, порою делается больше покупок, чем через прилавки, за которыми работают наиболее искусные продавцы. Ведь в самой планировке и способах размещения товарных групп в супермаркете изначально учитываются знания о поведении человека, оказавшегося в роли покупателя. Таким образом, продуманное расположение торгового оборудования и товаров в супермаркете ает роль виртуозного продавца, способного продать надувную лодку и ласты покупателю, пришедшему за бутылкой минеральной воды. Эта шутка совсем недалека от истины. Практика показывает, что в супермаркетах доля незапланированных заранее, импульсных покупок довольно существенна. То есть покупаются не только те продукты, за которыми человек отправляется в магазин. Главное, чтобы такие товары импульсного спроса оказались в нужное время в нужном месте. А это, в свою очередь, достигается оптимальной планировкой торговых площадей. Так, по оценке специалистов, оптимально расставленное торговое оборудование, способствует возрастанию объема продаж вплоть до 60 %. В противном случае, таким числом будут измеряться потери. Не менее важно создать магазин, удобный для работы персонала - представления о внутренней логистике торгового предприятия так же будут важны для успешного проектирования площадей. Поэтому к зонированию торгового зала стоит привлекать не только талантливых архитекторов, гениальных дизайнеров и опытных инженеров, способных сделать эффектное и технически грамотное решение, но и специалистов, обладающих знаниями в области поведенческой психологии покупателей, визуального мерчендайзинга и других тонкостей торгового дела. Ну, а если ритейлеру приходится полагаться в основном на собственные силы, не стоит пренебрегать специальными знаниями, которые можно почерпнуть из книг и журналов.
Идеальная простота
По оценкам экспертов, наилучшей формой торгового зала является квадрат или прямоугольник. На такой площади можно наиболее эффективно организовать покупательские потоки, найти оптимальное расположение для торгового оборудования. Стоит отметить, что даже при такой, казалось бы, совершенной форме помещения, как прямоугольник, идеальное пропорциональное соотношение длины и ширины магазина должно составлять не более, чем 1 к 2. Дополнительные проблемы при планировке может создать узкое, сильно вытянутое в длину помещение. В нем будет непросто организовать магазин самообслуживания. Тем не менее, можно увидеть и такие прецеденты. К примеру, торговая площадь делится на несколько зон, в одной из которых располагается минимаркет самообслуживания. Остальное пространство могут занимать специализированные отделы со своей кассой, торговые места арендаторов, кафетерий, аптека и так далее. Гораздо чаще аналогичные помещения расяются на несколько магазинов с отдельными входными группами. Такие торговые площади часто располагаются на первых этажах жилых многоквартирных домов советской постройки и, так или иначе, попадают на рынок.
Чем сложнее форма помещения – тем труднее организовать на ней магазин. Тем не менее, уникальное расположение площадей порой заставляет ритейлеров решать весьма сложные задачи. В качестве примера эксперты называют супермаркет «Велика Кишеня», расположенный в абсолютно круглом здании на ул. Кудряшова (Киев). Там удалось организовать несколько кассовых зон и мощное направление основного потока покупателей.
Подробнее читайте в журнале "Торговое Дело" №6/ 2006, torgovoedelo
По вопросам приобретения журнала обращайтесь по тел.: +38 044 275 14 37, +38 067 630 36 20