Два раза в год Украина традиционно сталкивается с совершенно неожиданными проблемами: внезапное наступление зимы и непредвиденный наплыв людей, стремящихся погреться у теплого моря. Представители туристического бизнеса уже констатируют, что до конца июля ни железнодоных, ни авиабилетов в Крым достать практически невозможно. Спекулянты потирают руки, а в «Укрзалізниці» ломают голову над вопросом запуска дополнительных поездов на юг.
До конца июля из Киева в Крым осталось 10 тыс. билетов (ежедневно из столицы на полуостров отправляется 17 поездов). Это менее 10% от провозных возможностей поездов. Такие данные привел гендиректор «Укрзаліз-ниці» Василий Гладких, особо подчеркнув, что продажи идут очень активно и купить билет сегодня на завтра уже практически невозможно. «Объемы перевозок пассажиров в сравнении с прошлым годом растут приблизительно на 4,5%, мы реагируем на ситуацию и стараемся восполнить дефицит. Сейчас изучается возможность запуска дополнительных поездов на крымское направление, но у нас уже не осталось резервов: все вагоны, которые раньше стояли под забором (очевидно, имеются в виду разукомплектованные вагоны), мы уже отремонтировали и пустили в работу, поэтому требуются нестандартные решения для преодоления проблемы дефицита вагонов», — говорит он.
Нестандартные решения могут заключаться либо в увеличении количества вагонов в составе, либо в повышении тарифов. Однако в июне билеты уже подоали, но это никак не решило проблему дефицита. По данным «Укрзалізніці», дополнительные поступления железной дороги от повышения стоимости перевозок по итогам года составят 560 млн грн., которые планируется направить на закупку новых вагонов и решение проблемы убыточности пассажирских перевозок. В общем, резервов у железнодоников практически не осталось, а дефицит ликвидировать надо. Генеральный директор «Укрзалізниці» еще несколько месяцев назад предлагал решить проблему дефицита средств на модернизацию за счет денег, предназначенных госбюджету. «Мы предлагали направить 6 млрд грн., которые мы платим в бюджет, на модернизацию железных дорог и закупку подвижного состава — в этом случае уже через несколько лет платежи в бюджет увеличились бы до 11 млрд грн. Но Минфин категорически не согласился с нашим предложением», — говорит Виталий Гладких. Позицию министерства нетрудно понять. Манипуляции с цифрами в «Укрзалізниці» в последнее время стали очень популярным явлением. Заявляя о введении новой услуги — питании в поезде — обещали, что билеты подоают лишь на несколько гривень, однако на практике в некоторых случаях стоимость билета увеличилась на 15–25 грн. Эксперты отмечали, что данная услуга специально вводилась для того, чтобы хоть частично сбить ажиотаж вокруг билетов и поднять рентабельность работы железных дорог. Однако спрос от этого не упал. Зато навязчивым сервисом заинтересовались в Антимонопольном комитете.
Как полагают эксперты, очень возможно, что дефицит билетов в разгар сезона — это сознательно спланированная акция: на волне нехватки будет сформировано общественное мнение, которое подстегнет правительство к решению проблем железнодоников.
В то же время туроператоры отмечают, что проблема дефицита раздута: билеты все-таки есть, просто надо знать места, где их брать. «Дефицит билетов на Крым есть, но нельзя сказать, что ситуация катастрофическая и уехать вообще нельзя. Как правило, проблема заключается в том, что человек хочет ехать в определенное время в определенном поезде, но билеты есть только на другие составы. Или, скажем, пассажир желает купить билеты в купейный вагон, а в наличии остались только СВ. Еще одна тенденция, которая повторяется из года в год, — нет билетов на выходные, но это естественно, и тут никто ничего не сможет изменить», — говорит заместитель директора туристической компании Aquavita Анатолий Юрков. Действительно, согласно данным той же «Укрзалізниці», по состоянию на четверг, 20 июля, в основном были раскуплены билеты на скорые поезда, однако оставались несколько сотен билетов в день на дополнительные.
Более того, как отмечают эксперты, после повышения цен железные дороги стали стремительно терять состоятельных пассажиров, покупающих билеты в СВ. Они переориентировались на авиацию, которая, в свою очередь, нарастила количество рейсов. «СВ до Симферополя стоит 450–500 грн., а самолет — порядка 600–800 грн., и многие, естественно, предпочитают авиаперелет», — отмечает директор туристической компании Sun City Александр Файнин.
По данным авиаторов, спрос на билеты у них сейчас тоже достаточно высок: загрузка рейсов достигает 90–95%, на некоторые рейсы билетов просто нет. В такой ситуации специалисты прогнозируют, что если железнодоники будут настаивать на дальнейшем повышении тарифов или проведении различных экспериментов, то выают от этого в первую очередь авиакомпании.
Инф. Деловая столица