В докладе Всемирного Банка\World Bank "Вопросы Управления - 2006"\Governance Matters, 2006: Worldwide Governance Indicators показано, что плохое государственное управление присуще не только развивающимся стран. Авторы доклада утверждают, что вставшие на путь реформ страны могут добиться существенного улучшения качества управления и сокращения масштабов коррупции в сравнительно сжатые сроки. Страны, проводящие реформы в области управления, могут рассчитывать на значительные дивиденды в области развития, поскольку в долгосрочной перспективе совершенствование управления приводит к приблизительно троекратному повышению доходов на душу населения.
Авторы доклада используют шесть главных составляющих управления:
1. Гражданское участие и подотчетность (возможности реализации гражданами политических и гражданских прав, а также прав человека),
2. Политическая стабильность и отсутствие насилия (вероятность угрозы насильственного свержения или изменения состава правительства, в том числе посредством террористических актов),
3. Эффективность деятельности правительства (компетентность административного аппарата и качество предоставления государственных услуг),
4. Качество инструментов и институтов регулирования (распространенность мер политики, затрудняющих нормальное функционирование рынков),
5. Правовое государство (эффективность обеспечения соблюдения договорных обязательств, деятельности полиции и судов, в том числе степень независимости судебных органов и распространения преступности),
6. Сдерживание коррупции (злоупотребление государственной властью в корыстных целях, в том числе в мелких и особо крупных масштабах, а также "подчинение государства интересам правящей элиты").
Оценки производились по четырехбалльной шкале: плюс 2 - наивысшая оценка, минус 2 - низшая.
По итогам 2005 года страны бывшего СССР получили следующие оценки. "Гражданское участие и подотчетность": Армения - минус 0.64 балла, Азербайджан - минус 1.16, Беларусь - минус 1.68, Грузия - минус 0.27, Казахстан - минус 1.19, Кыргызстан - минус 1.03, Россия - минус 0.85, Украина - минус 0.26, Молдова - минус 0.49, Таджикистан - минус 1.17, Туркменистан - минус 1.95, Узбекистан - минус 1.76, Эстония - 1.05, Латвия - 0.89, Литва - 0.90. Для сравнения: США - 1.19, Франция - 1.28, Иран - минус 1.43, Израиль - 0.61, Польша - 1.04, Китай - минус 1.66.
"Политическая стабильность": Армения - минус 0.22, Азербайджан - минус 1.22, Беларусь - 0.01, Грузия - минус 0.80, Казахстан - 0.03, Кыргызстан - минус 1.21, Молдова - минус 0.65, Россия - минус 1.07, Таджикистан - минус 1.35, Туркменистан - минус 0.34, Украина - минус 0.39, Узбекистан - минус 1.91, Эстония - 0.68, Латвия - 0.83, Литва - 0.88. Для сравнения: США - 0.06, Франция - 0.33, Иран - минус 1.14, Израиль - минус 1.16, Китай - минус 0.18.
"Эффективность деятельности правительства": Армения - минус 0.17, Азербайджан - минус 0.73, Беларусь - минус 1.19, Грузия - минус 0.47, Казахстан - минус 0.71, Кыргызстан - минус 0.91, Россия - минус 0.45, Молдова - минус 0.75, Таджикистан - минус 1.06, Туркменистан - минус 1.57, Украина - минус 0.42, Узбекистан - минус 1.20, Эстония - 1.03, Латвия - 0.68, Литва - 0.85. Для сравнения: США - 1.59, Китай - минус 0.11, Франция - 1.46, Иран - минус 0.77, Япония - 1.16, Израиль - 0.95.
"Качество инструментов и институтов регулирования": Армения - 0.12, Азербайджан - минус 0.52, Беларусь - минус 1.53, Грузия - минус 0.54, Казахстан - минус 0.47, Кыргызстан - минус 0.67, Молдова - минус 0.43, Россия - минус 0.29, Таджикистан - минус 1.05, Туркменистан - минус 1.95, Украина - минус 0.26, Узбекистан - минус 1.71, Эстония - 1.43, Латвия - 1.03, Литва - 1.13. Для сравнения: США - 1.47, Китай - минус 0.28, Франция - 1.09, Иран - минус 1.49, Израиль - 0.89.
"Правовое государство": Армения - минус 0.46, Азербайджан - минус 0.84, Беларусь - минус 1.04, Грузия - минус 0.82, Казахстан - минус 0.79, Кыргызстан - минус 1.07, Молдова - минус 0.59, Россия - минус 0.84, Таджикистан - минус 0.99, Туркменистан - минус 1.41, Украина - минус 0.60, Узбекистан - минус 1.31, Эстония - 0.82, Латвия - 0.43, Литва - 0.46. Для сравнения: США - 1.59, Китай - минус 0.47, Франция - 1.35, Иран - минус 0.76, Израиль - 0.76.
"Сдерживание коррупции": Армения - минус 0.64, Азербайджан - минус 1.01, Беларусь - минус 0.90, Грузия - минус 0.57, Казахстан - минус 0.94, Кыргызстан - минус 1.32, Молдова - минус 0.76, Россия - минус 0.73, Таджикистан - минус 1.08, Туркменистан - минус 1.30, Украина - минус 0.63, Узбекистан - минус 1.07, Эстония - 0.88, Латвия - 0.33, Литва - 0.26. Для сравнения: США - 1.56, Китай - минус 0.69, Франция - 1.40, Иран - минус 0.47, Израиль - 0.76.
Группа стран, последовательно проводивших реформы в последнее десятилетие, очень неоднородна. В Перу, Гане, Танзании, Мексике, Боснии, Сербии и Хорватии отмечаются высокие результаты в области гражданского участия и подотчетности; в Болгарии, Словакиии Румынии достигнуты весомые успехи в плане обеспечения эффективности деятельности правительственных органов; в Армении, Венгрии, Словакии и Литве - в том, что касается качества инструментов и институтов регулирования; а в Грузии, Латвии и Южной Корее - в борьбе с коррупцией.
Инф. WashРrofile