Наивныте, кто называет сегодняшний день парламентским часом икс и моментом истины в одном флаконе. Сенсационных новостей из Верховной Рады 25 июля ждать не стоит.
По крайней мере, так считает один из приближенных к переговорному процессу парламентариев. По его словам, торги "Нашей Украины" со СРКой за министерские портфели продолжаются. Консультации ведутся каждый день, иногда они проходят в Секретариате Президента. О том, какие сценарии обсуждаются на Банковой, рассказал заместитель фракции Партии регионов Евгений Кушнарев.
Евгений Петрович, когда состоится очередная встреча Виктора Януковича и Виктора Ющенко?
Я не могу сказать, когда будет следующая встреча. Это зависит в первую очередь от Президента. 23 июля была встреча руководителей коалиции и "Нашей Украины" с Президентом при участии Председателя Верховной Рады. Виктора Януковича на встрече не было, нашу партию там представляли Николай Азаров, Раиса Богатырева и Клюев. От "НУ" были Роман Безсмертный и Петр Порошенко, социалистов представлял Василий Цушко, коммунистов - Петр Симоненко. Я не был участником встречи, но Петр Симоненко назвал этот разговор, который длился три часа, "обо всем, и ни о чем конкретно". В конце концов, Президент сформировал три возможных сценария дальнейшего развития событий.
Каковы эти сценарии?
Первый - возможность создания новой коалиции при участии "НУ";
Второй - переход "НУ" в оппозицию;
Третий - роспуск парламента.
Назвать ни одного правового основания для роспуска парламента Президент не смог, хотя сказал, что у юристов много наработок. На 24 июля была запланирована новая встреча, но она не состоялась.
Почему?
Она могла бы состояться только при том условии, что переговоры с НУ вышли бы на какой-то конструктивный уровень. Но, к сожалению, после нашей утренней встречи мы наши позиции не согласовали.
Кто из "нашеукраинцев" принимал участие в консультациях 24 апреля?
Они просят, чтобы их фамилии не называли. Хотят, пусть называют сами. Я вам говорю, что встречи проходят каждый день. Мы на встречах обсуждаем механизм создания коалиции.
Мы им предлагаем к нашей коалиции присоединиться, фактически это будет выглядеть, как объединение антикризисной коалиции и "НУ", что предполагает возможность внесения изменений и дополнений к существующему договору о коалиции. Это также предусматривает изменение названия коалиции, и это с юридической точки зрения не создает никаких преград для утверждения кандидатуры премьера и формирования правительства.
Ясно, что в таком случае "НУ" принимала бы участие в формировании правительства. Но они говорят, что их это не удовлетворяет. Они говорят: "Мы хотим, чтобы вы распустили эту коалицию, после этого мы вместе создаем новую коалицию, подтверждаем предыдущее выдвижение кандидатуры Януковича". Мы спрашиваем: "Как подтверждаем?". Ведь Регламент требует, чтобы коалиция проводила общее собрание и выдвигала кандидатуру премьера. Что же, снова начинать все с начала? Мы на это не согласны. Вот как раз вокруг этого и идут у нас непростые переговоры.
На когда назначен очередной раунд переговоров?
На 25 июля.
Если верить вашим словам, то фракция "НУ" в принципе не против кандидатуры Виктора Януковича в качестве премьер-министра?
Я не готов вам это подтвердить. Во-первых, переговорщики, с которыми мы имеем дело, отказываются подтвердить какие-либо официальные полномочия. Пока можно говорить только о переговорах с людьми, имеющими вес в своих фракциях. Если мы договоримся на этом уровне, то вполне вероятно, что НУ это утвердит такое решение на уровне всей фракции. Но произойдет ли это, мне сложно сказать.
Сколько людей из "НУ" против вхождения в антикризисную коалицию?
Не могу сказать. Таких сведений у меня нет.
Сколько портфелей в правительстве отойдет "НУ" при условии присоединения к антикризисной коалиции?
Должности будут распределяться пропорционально численности ов фракции. Это может быть одна-две должности вице-премьеров и пять министерских должностей.
Назовете фамилии потенциальных вице-премьеров и министров?
Вам никто ни одной фамилии сейчас не назовет. Это может сказать только Виктор Янукович после утверждения его премьером. Это его право - предлагать кандидатуры на рассмотрение политсовета и фракции. Мы его предложение, безусловно, поддержим. Но фамилии людей в правительстве должен назвать только он, ему ведь с этими людьми работать.
Какова ваша судьба в контексте вышесказанного?
Моя судьба? Счастливая (смеется).
Не сомневаюсь, но меня больше сейчас интересует, собираетесь ли вы покинуть парламент в пользу правительства, и на какую должность претендуете?
Я не намереваюсь работать в правительстве. Я шел в ВР, чтобы тут работать, используя свой большой опыт работы на разных уровнях власти. Мне интересно заниматься вопросами государственного строительства. Именно поэтому я возглавляю комитет по вопросам правовой политики. От этого комитета будет многое зависеть в продвижении второго этапа конституционной реформы, в вопросе гармонизации власти на центральном, региональном, местном уровне, а также по всей вертикали. Мне очень интересно этим заниматься, я прошел эту вертикаль и изучал опыт других стран. Мне кажется, что здесь я буду полезен.
Первый вице-спикер Адам Мартынюк заявлял о том, что многие народные избранники желают перейти из одного комитета в другой. Много ли депутатов из вашего комитета хотят перейти в другие комитеты?
Пока никто ко мне не обращался.
Вы видели список состава будущего Кабмина?
Что касается наших, то если такой список и есть, то только в голове у Виктора Федоровича. Есть возможные варианты распределения должностей - квоты и никаких фамилий. Мне легче сказать о фамилиях "нашеукраинцев", желающих в правительстве работать, чем о наших. Это и Кинах, и Порошенко, и Зварич, и Жвания, и Мартыненко, и Балога, и Павленко. Все эти люди неофициально высказывали желание работать в правительстве.
А у Партии Регионов что, с кадрами на министерские посты проблемы?
У нас нет проблем и много своих кадров. Это и Азаров, и Клюев, и Богатырева. Они готовы работать на самых высоких должностях в правительстве. При чем с первого дня эффективно. Список можно и дальше продолжать, но я не хочу вмешиваться в процесс, инициатором которого должен быть только будущий премьер-министром.
В случае присоединения фракции «Наша Украина» к антикризисной коалиции, судьба коммунистов плачевна…
Мы не ведем переговоров относительно изменения формата коалиции за счет коммунистов. Мы остаемся верными нашим договоренностям, именно поэтому предлагаем «НУ» к коалиции присоединиться. Тогда это будет выглядеть, как объединение коалиции и «Нашей Украины» ради объединения Украины.
Как будет называться новая коалиция?
На прошлой неделе я сказал, что главное для Украины сейчас – тема национального примирения. Название коалиции будет соответствовать такой идеологии.
Две недели тому назад вы говорили о том, что в ближайшее время к антикризисной коалиции присоединятся как минимум 10-15 человек из фракций БЮТ и «Наша Украина»…
Я никогда так категорично не говорил. Я говорил о том, что знаю желание как минимум 10-15 человек из фракций НУ и БЮТ, которые склоняются к вступлению в коалицию. Но вот этот призрак досрочных выборов заставляет людей законсервировать свои желания. Потому что каждый думает, в каком списке он очутится в случае роспуска парламента. И, поверьте мне, если эта тема отпадет, то процессы перехода, особенно из БЮТ, сразу ускорятся.
По какому из озвученных вами сценариев будут развиваться события в парламенте?
Никто на сто процентов этого не знает. Я думаю, что, скорее всего, Президент использует своих 15 дней…. Я имею в виду «вторых» 15 дней, отсчет начинаем от 17 июля. Это время будет использовано для поиска нового формата сотрудничества «НУ» с коалицией и поиска состава правительства, который бы удовлетворил Президента. Будет ли найден такой вариант или нет, этого сказать я не могу.
Наталия Шамрай, «Главред»