Завтра правительство, возглавляемое Юрием Ехануровым, сложит свои полномочия перед новым составом парламента.
- После того как Вы зарегистрировались в качестве народного депутата, многие сделали вывод, что Ехануров премьером не останется. Так ли это?
- Это чисто технологическая процедура. Впервые в нашей стране правительство складывает полномочия перед вновь избранной Верховной Радой. Поэтому я просто обязан буду сложить полномочия на первом заседании парламента. Эта процедура уже включена в повестку дня. Поскольку я не могу быть безработным, то я трудоустроился.
- На каком этапе сейчас находятся коалиционные переговоры?
- Понятия не имею.
- Вы не участвуете в них?
- В настоящее время я не участвую в переговорах. Я был представителем Президента. Я честно обошел всех участников два раза: встретился со всеми, сказал каждому из них, чего бы хотел Президент. Я хотел знать их точку зрения, их политику по отношению к Президенту. Мне очень важно, чтобы в стране было спокойствие. Я считаю, что со своей задачей справился. Что касается переговоров о создании коалиции, то есть официальные переговорщики. Я имею право вести переговоры от НСНУ. Но у нас ведь блок - шесть партий, а от блока я такого статуса не имею.
- Чем, по Вашему мнению, вызван такой затяжной переговорный процесс?
- Пока он не затяжной. Когда начнется первая сессия ВР, тогда и начнется официальный переговорный процесс. Пока же - только разминка, подготовка: идет сбор мнений, выяснение позиции сторон. Официальные переговоры начинаются после принятия присяги новым парламентом.
- Сейчас большинство политологов говорят о нежизнеспособности «оранжевой коалиции» и отводят ей максимум полгода...
- Я вообще-то не въедливый, но хотел бы правильно использовать терминологию. «Оранжевой коалиции» нет: выборы показали, что цвета у всех разные. «Оранжевым» остался только НСНУ, остальные выкрасились в другие цвета. Сложности носят объективный характер: победило очень небольшое количество партий и блоков. От этого есть определенная растерянность, ведь в парламенте ситуативное большинство всегда формировалось из 12-14 фракций в различных конфигурациях. Сейчас - только пять разновеликих политических сил. Коммунисты занимают крайнюю левую позицию, за ними идут социалисты. Судя по некоторым неуверенным заявлениям, БЮТ - левый центр. Я считаю, что «Наша Украина» - правоцентристская сила. «Регионы», думаю, со временем также определятся как правоцентристы. Например, по отношению к частной собственности Партия регионов выступает с правоцентристских позиций...
- Когда будут проводиться переговоры о разделении портфелей?
- Тогда, когда будет понятна программа каждой политической силы. Насколько я знаю, Партия регионов обещала обнародовать свой вариант коалиционного соглашения. НСНУ интенсивно работает над своим вариантом. В зависимости от того, когда все предъявят свои проекты коалиционных соглашений, начнется стыковка, и можно будет говорить о каких-то кадровых решениях.
- Сколько времени займет этот процесс?
- Это будет продолжаться достаточно долго.
- С Вашей точки зрения, коалиция НСНУ с Партией регионов не выглядит противоестественно?
- Я выступаю за широкую коалицию. Я прошу и просил все политические силы, кроме коммунистов, объединиться. У нас есть 3,5 года, которые мы будем жить без выборов. За это время можно осуществить все необходимые реформы. Для меня, например, образцом служит Словакия, которую за три года подготовили ко вступлению в ЕС. Значит, это можно сделать! У нас проблемы есть, но страна готова к тому, чтобы реформироваться. Для этого нужно сплоченное общество. Четыре политические силы представляют все слои населения страны. И очень важно, чтобы эти политические силы договорились работать на благо страны. А спорить можно о портфелях, о деталях... Договариваться надо о пути развития страны, о частной собственности на землю, о священной и неприкосновенной частной собственности, принять закон об акционерных обществах, сдвинуть проблемы, связанные с дерегулированием, дать серьезные рычаги для создания местного самоуправления...
- И все-таки главным препятствием на пути к созданию коалиции является вопрос о разделе портфелей?
- Мы же страна с восточной культурой...
- Изменилась ли в «стране с восточной культурой» за последние полтора года технология работы власти?
- Изменилась ситуация вокруг власти. Это очень серьезно влияет на саму власть. Открытость общества оказывает огромное влияние на поведение чиновников, министров. Общественное мнение стало одним из факторов, которые влияют на поведение. С другой стороны, избыток скандалов приводит к какому-то притуплению ответственности у чиновников. Все понимают, что во многих случаях используются бездоказательные обвинения. Это способствует выработке «иммунитета» у чиновников против ых скандалов. Кроме того, к руководству страны пришло много людей, не знакомых с технологией власти. Это затормозило процесс профессионализации госслужбы. Сегодня мы уже прошли этот этап: молодые министры прекрасно вписались. Сейчас необходима рационализация власти - закон о Кабмине...
- Однако сам факт столь ожесточенной схватки за премьерское кресло между союзниками свидетельствует о том, что механизмы власти не изменились. Политические силы привлекает ручное управление: кто премьер, тот и прав?
- Да, я могу провести решение, если необходимо. Но для этого я должен убеждать ов правительства. Сложные решения требуют огромной подготовительной системной работы в правительственных комитетах, с различными экспертами, предпринимателями и т.д. Впрочем, конечно, влияние премьер-министра очень велико.
- Есть ли гарантии невозврата к совсем уж одиозным технологиям управления страной?
- На первом этапе, пока нет закона о Кабмине, о министерствах, пока нет традиций, от личности премьер-министра будет очень многое зависеть. Если это будет авторитарная личность, то страна может получить демократическое правительство очень не скоро. Очень многое будет зависеть от носителя власти.
У меня, например, нет проблемы проведения решения: я найду доказательства, проведу огромную работу для этого, подниму экспертов... Но «я - начальник, ты - дурак» уже не проходит.
- А если мнение большинства не совпадает с Вашим?
- Бывает. Вопрос откладывается. На одном из последних заседаний Кабмина я не провел назначение главы Луганской облгосадминистрации. Кандидатура, предложенная мной, не получила поддержки примерно трети ов правительства. Поэтому я снял этот вопрос с рассмотрения и сказал, что мы будем дальше работать.
- Предусматривает ли план намеченных на ближайшее время реформ проведение экономической амнистии?
- Я очень остоно отношусь к этой теме. В нашей стране эта идея «пролетала» дважды. Вопрос ставился, но общество не давало поддержки.
- Это было при президентстве Кучмы, и эксперты объясняли провал недостаточным авторитетом второго президента Украины...
- Я думаю, что вопрос не в авторитете главы государства, а в готовности общества воспринять эту идею. Сегодня оно еще не готово к проведению экономической амнистии. Думаю, необходимо немного времени. Пока народ будет видеть двойную мораль людей, которые ведут роскошный образ жизни и при этом декларируют 30 тыс. грн. в год, власти никто не поверит. Делать же просто так, чтобы испоганить хорошую идею, я бы не хотел. Как личность я «за» экономическую амнистию, как политик, я понимаю, что должно пройти время, чтобы этот вопрос был решен в сознании каждого а общества.
- К каким реформам, по Вашему мнению, общество готово?
- Я думаю, что можно резко повысить удельный вес частной собственности во всех сферах, включая землю. Сегодня можно проводить такие реформы. Думаю, что было бы очень позитивно воспринято принятие закона об акционерных обществах и наведение в этой сфере должного порядка. После разъяснительной работы люди бы поддержали в этом власть. Пока же существует недоверие, которое укоренялось веками.
- Говоря о земельной реформе, Вы имеете в виду отмену моратория на продажу земли сельхозназначения?
- Да.
- Уже в этом году?
- Да. Это было бы здорово! Представьте себе, какая капитализация экономики Украины будет создана. Мы недооценены из-за того что в голове вот эти предохранители. Проблема в ментальности, ведь богатство - это не только наличные деньги, богатство - это состояние ума.
- Вы наверняка встретите массу противников этой идеи в новом парламенте.
- Не сомневайтесь, что в этом парламенте земельные вопросы уже проходят. В новом составе ВР большинство к этому готово, нет никаких вопросов.
- Что будет с ценами на газ во втором полугодии?
- Я думаю, что этот год мы выали. Очень важными вопросами остаются тема туркменского газа и следующие годы. Мы сейчас возобновляем процесс переговоров, министр топлива и энергетики Иван Плачков летит в Туркменистан возобновлять постоянный диалог. Мы будем также работать и с Газпромом, для того чтобы выйти на приемлемое решение. В наших соглашениях и с Газпромом, и с правительством РФ закреплено, что баланс газа в Украине должен быть.
Давайте правильно ставить вопрос: проблемы газа в Украине нет. Есть проблема цены. А задача правительства, искусство правительства - договориться с партнерами таким образом, чтобы поэтапный переход на мировые цены для Украины был приемлемым. Это главный вопрос. Я принимаю критику в адрес правительства относительно нашей информационной политики. Мы не разъясняем многие вещи. К примеру, газ, как и любые энергоносители, будет доать. На Западе население уже платит по $600 за тысячу куб. м. Следовательно, у них такая зарплата, что они могут платить.
С 1 июля в Украине минимальная заработная плата повышается на 25 грн. Это уже запланировано, эти вещи превентивно надо делать, потому что нельзя просто повышать цены, тарифы. Я заявил также, что правительство будет поддерживать профсоюзы в переговорном процессе с работодателями по поводу повышения зарплат. Эти предохранители нужны.
Но на Западе люди расходуют намного меньше газа, потому что он дорогой. У нас избыток дешевых энергоносителей, который развратил страну. Не стенания должны звучать, они не конструктивны. Давайте нацелим общество на то, что газа надо потреблять меньше.
- Вы не предвидите существенного подоания газа во втором полугодии 2006 года?
- Цена будет приемлемой для экономики.
- То есть повысится, но не намного?
- Я не хочу ничего говорить. Это предмет переговоров. Я верю тем людям, с которыми мы вели переговорный процесс и будем дальше вести.
- Реально ли «перебить» российский долгосрочный контракт на закупку туркменского газа?
- Все предмет переговоров. Мы, конечно же, будем консультироваться с россиянами. Вы же понимаете, газ далеко, его надо провести в страну.
- А кто будет главой НАК «Нефтегаз Украины»?
- Еще не знаю. Сейчас идет «кастинг». Это не простой вопрос. Фигура такого масштаба - серьезное испытание для наших кадровиков, для всех, кто занимается поиском.
- Возможна ли денонсация январских газовых соглашений, и какую роль в этом будут ать американские специалисты, которые якобы прибудут в Украину для помощи нам в этом деле?
- Я вообще не понимаю, о чем речь. Я этим не занимался.
- Вероятно, на переговоры с Россией относительно цен на газ повлияют многочисленные сигналы о перспективах вступления Украины в НАТО и выходе из СНГ. Сейчас постоянно называются разные даты вступления нашей страны в Альянс. Ваше мнение по этому поводу?
- Я думаю, как только начнет работу новый парламент, по этим вопросам будут приниматься решения. Давайте немного подождем. Сейчас в обществе идет дискуссия, а решение будет принимать парламент. Думаю, к осени будут определены все позиции по этим вопросам.
- А что с выходом из СНГ?
- По-моему, СНГ - безобидная организация. Правительство не принимало никаких решений по этому поводу. Разные мнения разных людей - это очень интересно. Я могу сказать следующее. Вице-премьер Юрий Мельник 24-25 мая будет представлять Украину на очередном совещании глав стран СНГ в Душанбе.
- Не скажутся ли на нашем ВВП такие затяжные коалиционные переговоры?
- Слава богу, нет. Хотя вокруг этих вопросов очень много шума. Пока политики заняты друг другом, они не мешают работать предпринимателям. Думаю, чем дольше политики будут заняты собой, тем легче будет украинскому народу. Экономика сейчас начинает легче себя чувствовать. Я очень доволен ростом в сфере строительства, потому что строительство - показатель здоровья экономики, это важнейший индикатор. Также развивается транспортный сектор, сфера услуг. Промышленность демонстрирует очень медленный рост. Но мы переломили тенденцию спада в промпроизводстве. Я думаю, если политики не будут мешать, то за полугодие будут нормальные показатели.
- У нас уже довольно давно установилась тенденция отрицательного сальдо внешней торговли товарами. Собирается ли правительство с этим бороться и как?
- На такую ситуацию, во-первых, повлияла прошлогодняя ревальвация, которая сильно ударила по экспортерам. Последствия этого шага мы ощущаем сейчас. Второй фактор - это состояние рынков металла, которые серьезно влияют на наш экспорт. Я говорю только об экспорте. Но была еще и прошлогодняя либерализация условий импорта. Я бы этого не делал. На очередном заседании правительства Минэкономики предложит меры для исправления ситуации.
- Вы недавно сказали, что у Юлии Тимошенко перспективы стать премьером такие же, как и у остальных. Можно ли сказать то же самое и о Юрии Еханурове?
- Да. Хотя у меня - несколько меньше, чем у других, потому что я - действующий премьер.
Экономические известия