• Главная
  • ЛЕНТА НОВОСТЕЙ
  • АРХИВ НОВОСТЕЙ
  • Политическая жизнь Армении
  • Украинско-армянские отношения
  • Культура и искусство Армении
  • RSS feed
  • История формирования парламентской коалиции
    Опубликовано: 2006-03-30 14:31:00

    Нынешний процесс создания парламентской коалиции очень сильно смахивает на эти строки из песни известного российского рок-музыканта Андрея Макаревича. Дело в том, что переговорный процесс начался еще до выборов. Однако тогда потенциальные союзники слишком долго «толкли воду в ступе», выдвигая все новые и новые требования друг к другу. А недели за две до 26 марта объединительный процесс и вовсе прекратился. Все с головой окунулись в предвыборную кампанию.

    Теперь же «все закрутилось заново». Хотя и с определенным скрипом. Впрочем, это – никак не особенность нынешней кампании. Чтобы в этом убедиться, давайте припомним, как в парламентах независимой Украины проходил процесс создания большинства.

    На 239 расчитайсь…

    Как это ни парадоксально на первый взгляд, но наиболее структурированным была Верховная Рада первого (по старому летоисчислению, 12-го) демократического созыва. Там были две антагонистические силы – группа «239» и Народная Рада. Первая вобрала в себя преимущественно компартийную номенклатуру, подкрепленную отдельными представителями так называемого «красного директората». Возглавлял группу не кто иной, как нынешний лидер Социалистической партии Александр Мороз. Одно время практически все законы, создаваемые этим созывом, проходили предварительную «обкатку» в большинстве. Иначе они просто не могли увидеть свет. Показательно, что это классическое парламентское большинство не дожило до окончания работы того созыва. Впрочем, как и весь депутатский корпус – не взирая на то, что тогда Верховная Рада избиралась на пять лет, просуществовал он лишь четыре. И соответствующее решение (о досрочных выборах) поддержали не только демократы. К ним присоединилось немало бывших 239-ников.

    Главной заслугой ВР первого созыва аналитики до сих пор называют наработку первой, самой необходимой законодательной базы. Без нее Украина просто не смогла бы состояться. Ведь после всенародного референдума и избрания первого президента мы имели, по сути, лишь ряд внешних атрибутов нашего суверенитета. По-разному можно относиться к группе «239» (кстати, это число стало для парламента почти магическим, но об этом – ниже), однако нельзя не признать умение многих ее ов совершенствоваться.

    Численность Народной Рады была не столь значительной. Те, кто в начале 90-х ассоциировался с будущими демократическими преобразованиями, имели чуть более ста «штыков». Но именно они были главной движущей силой Верховной Рады первого созыва. «Народники» инициировали и написали текст Декларации о государственном суверенитете, принятый 16 июля 1990-го года. Через год их представители здорово простимулировали весь парламент поддержать Акт о провозглашении независимости. Впрочем, к этому событию и демократов, и компартийцев подтолкнул путч, затеянный противниками первого и последнего президента СССР Михаила Горбачева.

    Любопытно, что в Народную Раду входил довольно широкий спектр политиков. Это – и бывшие диссиденты (Вячеслав Чорновил, братья Михаил и Богдан Горыни, Левко Лукьяненко и другие), и представители производства (Анатолий Кинах), и работники прокуратуры (Юрий Гайсинский), и судьи (Виктор Шишкин), и адвокаты (Сер Головатый)…

    Мороз и солнце, день чудесный?

    После досрочных выборов весной 1994-го года настал звездный час парламента второго созыва. Сперва в нем никто и не пытался сформировать большинство. Да это было и нелегко. Ведь тогдашнее избирательное законодательство позволило стать депутатами только 337 соискателям мандата. Чтобы обосноваться на Грушевского, 5 в то время нужно было получить более 50 процентов голосов избирателей в своем округе. Задача осложнялась еще и нормой о не менее 50-процентной явке этих самых избирателей на участки. А народ наш в то время к политике как-то поостыл.

    После осенних довыборов парламент стал насчитывать уже более 400 избранников. Однако до принятия Конституции в 1996-м году, законодатели принимали законы «относительным» большинством – 50% плюс один голос от избранных. Именно такая норма была записана в парламентском регламенте. Любопытно, что до сих пор находятся желающие поставить под сомнение некоторую парламентскую продукцию тех времен.

    Второй парламент все четыре года работал только с ситуативным большинством. Иногда оно возникало объективно, а иногда и субъективно. Последнее особенно часто случалось, когда депутатам приходило на ум «насолить» Президенту Леониду Кучме. А подобные варианты были не такими уже и единичными. Ведь законодательный орган в 1994-98 годах возглавлял наибольший оппонент Леонида Даниловича Александр Мороз. Тем не менее, в час «Х» та Верховная Рада умела консолидироваться. Самый яркий тому пример – принятие Конституции.

    Наипродуктивнейшие?

    Парламент третьего созыва существенно отличался от двух своих предшественников. Ведь избирался он по мажоритарно-пропорциональной системе. Уже сам этот факт мог подхлестнуть депутатов к созданию большинства. Однако с этим у парламентариев-3 вышли очень большие проблемы. Спикера ВР не могли избрать более полутора месяцев. А когда это «чудо» свершилось, первая сессия подошла к концу. Вторая промелькнула почти незаметно, а с приходом третьей фактически стартовала избирательная президентская кампания.

    Проблема большинства опять отодвинулась на второй план. Реанимировал ее президент Леонид Кучма, переизбранный на второй срок. После назначения нового правительства во главе с Виктором Ющенко, как перед премьером, так и перед главой государства, возникла необходимость законодательной поддержки многих решений. Фактически, без формализованного большинства дальше было не обойтись. На тот момент Леонид Кучма окончательно рассорился с тогдашним спикером Александром Ткаченко и в недрах президентской администрации созрел план по его смещению. Вся эта процедура была проделана далеко не безгрешно. Но факт остается фактом: наиболее яркие сторонники Кучмы (Виктор Медведчук, Александр Волков, Александр Карпов и другие) убедили около 250 депутатов подписаться под созданием так называемого парламентского большинства. Ткаченко был смещен, еще через пару недель его заменил Иван Плющ, а правительство получило возможность более-менее стабильно проводить через Верховную Раду свои решения. Так было утверждено немало законов, в частности, два государственных бюджета и правительственная программа.

    После формирования такого вот большинства в парламенте была учреждена должность его координатора. «Большевики» договорились, что каждый руководитель фракции, входящей в ПБ, будет координировать его работу поочередно. Первым координатором стал аксакал украинской политики Леонид Кравчук. Со временем его заменил лидер фракции НДП Александр Карпов. Ему же и выпало фактически похоронить большинство, поскольку после отставки правительства Виктора Ющенко поддерживавшие его фракции напрочь открестились от дальнейшей совместной работы.

    Но до того «большевики» поработали более-менее продуктивно. Для пущей уверенности в своих силах они даже изменили регламент и постановили голосовать только в один день сессионной недели – четверг, все остальное время посвящать тщательной подготовке документов. Статистика свидетельствует: с февраля по декабрь (начало кассетного скандала) 2000-го года был самый продуктивный период работы законодателей.

    Весь мир «насилья» мы разрушим

    До прошлых парламентских выборов возобновить эту продуктивность так и не удалось. Посему тогдашние власть и оппозиция здорово рассчитывали на март 2002-го. На тех выборах безоговорочную поддержку получила оппозиция, однако руководство парламента перешло к бывшему главе президентской администрации Владимиру Литвину. Впрочем, львиную долю комитетов оппозиционерам отстоять удалось. Хотя, как и у предшественников, первая сессия третьего созыва прошла практически вхолостую.

    С наступлением осени поиск нового большинства возобновился. О его создании официально было объявлено в октябре 2002-го. За пределами «сообщества большевиков» остались «Наша Украина», социалисты, БЮТовцы и КПУ. Зато «большевики» в новой редакции, как и более десяти лет назад, насчитывали 239 «штыков». По этому поводу в кулуарах ходило очень много аналогий. Впрочем, свою дееспособность большинство сумело продемонстрировать не сразу. Скажем, отправить в отставку председателя Нацбанка Владимира Стельмаха оно смогло лишь со второй попытки, а отобрать у оппозиции комитеты так и вовсе не получилось.

    Зато «большевики» подписали с Президентом соглашение о сотрудничестве, вынудили (?) главу государства отправить в отставку Премьера Анатолия Кинаха и заменить его на Виктора Януковича. После этого работа большинства пошла, что называется, с размахом, или как сейчас модно говорить, «по-донецки». Впрочем, чем ближе к президентским выборам, тем труднее было удерживать наиболее непослушных и самостоятельных депутатов в «большевицкой» клетке. Последний, на сегодняшний день, в украинской истории координатор ПБ Степан Гавриш в 2004 году официально провозгласил о кончине своего детища.

    Победа Виктора Ющенко существенно видоизменила расстановку сил. В первые полгода (даже чуточку больше) глава государства (а точнее, правительство Юлии Тимошенко) имели неплохую поддержку законодателей. Причем, за предложенные документы нередко голосовали даже самые яркие оппоненты новой власти. Исключением стали разве что законопроекты, необходимые для вступления в ВТО. Кстати, не все из них приняты до сих пор.

    После прихода в премьерское кресло Юрия Еханурова, ситуация изменилась. Большинство, которое отправило его правительство в отставку, скорее было антипрезидентским. Но это – слишком свежая история, чтобы о ней много разглагольствовать.

    Итак, перед вновь избранным парламентом нынче два пути. Либо формировать истинное большинство (конституционные изменения обязывают), либо быть распущенным. Судя по тому, как активно проходят консультации, предпочтение отдается первому варианту. Хотя и к этому процессу у некоторых уже есть много вопросов. Например, почему президент участвует в этих переговорах? Ведь ему фактически, лишь надо будет подать кандидатуру премьера, которого изберет себе потенциальная коалиция. Предположим, это и будет сделано. А дальше? Неужели опять «все закрутится заново»?

    DailyUA

    Внимание!!! При перепечатке авторских материалов с ArmEmbassy.com.ua активная ссылка (не закрытая в теги noindex или nofollow, а именно открытая!!!) на портал "Армянские новости в Украине ArmEmbassy.com.ua" обязательна.

    САМОЕ ЧИТАЕМОЕ

    22 июл, 23:27

    30 окт, 22:04

    25 сен, 21:14

    04 сен, 18:29

    01 сен, 18:33

    24 авг, 10:35

    Армянские новости в Украине
    Электронная почта проекта: info@armembassy.com.ua

    Официальный сайт Посольства Армении в Украине находится по другому адресу
    bigmir)net TOP 100

    Яндекс цитирования
    Яндекс.Метрика
    © Армянские новости в Украине. Все права защищены.
    При использовании материалов сайта в печатном или электронном виде активная ссылка на ArmEmbassy.com.ua обязательна. Мнение редакции может не совпадать с мнением автора.