К «времени Ч» избирательной кампании осталось меньше недели. Можно предположить, что эти дни будут очень напряженными - и в организационном плане, и в плане агитационной борьбы за избирателей. Последним также будет нелегко, ведь немало наших сограждан так и не успели определиться, в кого же вложить свою единственно ценную в период выборов валюту - свой голос. Поэтому политики и их штабы, включая весь политтехнологический арсенал, изо всех сил стараются «помочь» таким избирателям (и не только им) сделать свой выбор. В ход идут все допустимые и недопустимые средства стимулирования: от рекламы в почтовых ящиках населения к откровенным провокациям. Наверное, самой заметной «бомбой» последних дней (причем, судя по всему, предполагалось, что она будет «оружием массового поражения») стало письмо, якобы надиктованное генералом Алексеем Пукачем, который находится в розыске. Его накануне напечатала газета «Российские вести» и подхватил украинский интернет. Нужно отдать должное, большинство отечественных политиков, а также средства массовой информации критически отнеслись к появлению «фальшивки» - именно так преимущественно характеризовали «письмо Пукача».
Какими еще «запрещенными приемами» и провокациями старались ввести в заблуждение украинских избирателей? А главное - чего ждать от той недели, которая осталась до выборов? Итоги кампании-2006 подводят эксперты «Дня».
Ольга Таукач , журналист:
- Динамика рейтингов основных политических контов на протяжении последнего года свидетельствует о том, что уже в самом начале кампании они достигли своего максимума. Это и обусловило характер избирательной кампании. Если напрасно убеждать сограждан в том, что ты сам белый и пушистый, поскольку это обстоятельство на фоне предыдущих достижений не влияет на рост количества сочувствующих, надо облить грязью товарища - давнего или недавнего - безразлично.
До сегодняшнего дня основная, с разрешения сказать, интрига была направлена на снижение рейтинга контов. Можно, конечно, упрекать телевизионщиков за затеи с голубыми черепами. Можно с умным видом пересчитывать кадры агитационных телепрограмм и спорить об использовании или неиспользовании эффекта 25-го кадра (аналоговая техника, на которой УТ-1 осуществляет выпуск программ в эфир, разрешает передавать 24 кадра в секунду). Можно зачитываться «своевременными» прозрениями майора Мельниченко. Можно дать, забившись под одеяло от ужаса перед будущими апрельскими бедами. Осознавая, однако, что все это - часть избирательных технологий. Не очень чистых, сереньких, грязных, которые нужно было бы о заклеймить, но правильнее стыдливо не заметить. Поскольку принципа «нет дыма без огня» никто не отменял, и червяк сомнения имеет все шансы дожить до последнего мартовского воскресенья.
Всплеск провокационной активности на прошлой неделе свидетельствует о том, что главная атака (жаль!) нас ждет впереди. Очевидно, по мнению политтехнологов, чаша электой ненависти еще не перелилась через венцы, в отличие от чаши нашей любви. И два-три свежих скандала могут нанести важный удар по рейтингам основных контов.
А если учесть, что цена вопроса в этом забеге - не только и не столько места в парламенте, сколько премьерское и другие кресла в Кабинете Министров, приходится с грустью прогнозировать озлобление войны компроматов в последнюю неделю перед выборами.
И с еще большей грустью приходится констатировать - костюмы победителей, независимо от количества заработанных и призовых мест в парламенте, выторгованных должностных портфелей и сумочек, еще долго будут носить следы нынешнего спора. Политическая элита - и во власти, и в оппозиции - теряет - не может не терять на фоне новых скандалов - доверие людей. И не только доверие – уважение. А может ли быть эффективной власть, которой не доверяют, которую не уважают и давно не боятся?
Но наиболее печальным может стать эффект бумеранга. Обливая друг друга грязью в борьбе за нашу нелюбовь к конту по избирательной кампании, политическая элита своими руками меняет в массовом сознании оценку добра и зла.
Ольга Ботушанская, директор Одесской государственной научной библиотеки им. Г. Горького:
- Наибольшая проблема не в провокациях, а в не очень продуманном законе о выборах. Разъяснений относительно избирательного процесса нет, люди запутались в том, как голосовать и что делать со всеми бюллетенями. Например, одна и та же партия или блок в избирательном бюллетене в ВР имеют один номер, а в областные или местные советы - другой. Где какую цифру и в котором бюллетене искать - неизвестно. Конечно, постоянно идет отрицательная, агрессивная информация со стороны Партии регионов, блоков Наталии Витренко и Юлии Тимошенко. Но, например, в нашем городе не было каких-то особых провокаций или столкновений. Конечно, понаписывали по городу довольно неприятных слов в адрес тех или других партий. Но массовых провокаций нет. И, честно говоря, из-за агрессивной рекламы на телевидении, которая идет от больших ведущих партий, эти же партии самые себе вредят. Они теряют голоса из-за того, что избиратели уже не хотят их слушать. А сама острота избирательной кампании, по моему мнению, идет на спад.
Игорь Попов, глава Комитета избирателей Украины:
- Предвыборная кампания была, безусловно, очень грязной. На первое место в рейтинге провокаций я бы поставил личные обиды политиков, их семей. Не хотелось бы распространять эти вещи, но было на Тимошенко несколько выбросов, например, открытки с рекламой женских гигиеничных средств и подобное. Было много нехороших выпадов против Януковича. Когда идут идеологические споры, кто кому продал родину, - это одно, совсем другое - такая грязь... Буквально недавно нам жаловались по выборам мэра Ялты - там одному из реальных кандидатов предъявляли обвинение во всех возможных ениях и еще во многом. Понятно, что после этого человеку жить в городе, оправдываясь до конца дней своих, довольно неприятно. Можно назвать провокацией «письмо Пукача», но он, на мой взгляд, не получил и не получит ни одного эффекта. «Дело Гонгадзе» и «пленки Мельниченко» уже стали таким «скелетом в шкафу», который не влияет на избирателя. Их очень часто и много упоминали. По поводу и без него. И ни один новый аспект этого дела уже на людей не влияет. Есть и другие вещи, по которым топтаться уже напрасно, - это судимости Януковича, гражданство жены Ющенко. У всех уже давно сложилось своё мнение по этому поводу.
Виктория Подгорная , директор Центра социально-политического проектирования:
- Нынешняя избирательная кампания, конечно, была не такой грязной, как кампания 2004 года. Я думаю, что сравниться с тем «стандартом» уже ничто не сможет. Серьезных провокаций было приблизительно три. Первая - это попытка разыграть «дело Гонгадзе» и использовать Мельниченко. Он, безусловно, был провокативним фактором. Вторая, этот будто «письмо от Пукача» с обвинениями Порошенко, Тимошенко, Марчука, и приписывание этой провокации блоку Витренко. Но такие вещи ни на что не влияют. Это услышали и забыли. И последнее - это Кушнарев, те акции, которые проходили в Харькове, когда с него старались снять неприкосновенность. Все другое, скажем, « 25-ый кадр», - это такие незначительные элементы для общественного сознания, что о них не хочется говорить. Я считаю, что главнейший фактор влияния на электорат - это раскол между помаранчевыми. Это более всего повлияет на результат выборов.
Мирослав Попович , директор Института философии им. Г. Сковороды НАН Украины:
- Было много провокаций с русской стороны. Так как все истории с газом, молоком, мясом и т.п. я рассматриваю как акции избирательной кампании. Конечно, делались они с таким акцентом: выберите того, кого надо, вот тогда мы и цены пересмотрим, и рынки откроем... Это всем было понятно. А вот больших провокаций внутри страны я пока что не видел. Однако предыдущие провокации, думаю, очень эффективные. Поскольку речь идет не о мифических ценностях, а о самом существовании и деньгах. Мне, правда, кажется, что большинство избирателей, которые собирались голосовать, скажем, за правящие силы, не изменили своих взглядов и наоборот их укрепили. Безусловно, на будущей неделе нужно ожидать новых провокаций. Особенно для усиления позиций оппозиции. Возможно, будут какие-то провокации со стороны «аутсайдеров», которые едва держатся на политической арене. Всегда нужно быть готовыми ко всему. И вдобавок последним боем будет сам процесс выборов, где можно ожидать много нарушений. Здесь возможны трудности, но я не думаю, что они решат чью-то судьбу.
ДЕНЬ