Борьба за симпатии избирателей все чаще переходит из "разговорно-популистской" фазы в жанр рукопашного боя. Еще свежа история о столкновении между коммунистом Бондарем и лидером пропрезидентской фракции Николаем Мартыненко, который в этом идеологическом столкновении потерпел фиаско: ему разбили нос и испортили дорогой костюм. Причиной выяснения отношений стала попытка Мартыненко накануне президентского выступления в парламенте ликвидировать плакат антиющенковского содержания. Прошел ровно месяц со времени этого кровопролития, и вот – новый случай. Вчера жертвой политического нападения оказался депутат Юрий Кармазин, попытавшийся вручную изменить текст плаката, изготовленного БЮТ к моменту слушания вопроса о снятии депутатской неприкосновенности…
Перед началом пленарного заседания сторонники Юлии Владимировны вывесили перед трибуной лист ватмана – "БЮТ требует ликвидации депутатской неприкосновенности". В ответ последовало горячее выступление представителя "Нашей Украины", который давно мечтает стать "гиннес-меном", в смысле установить рекорд по количеству выступлений с парламентской трибуны. Закончив свой спич, Юрий Кармазин попытался вручную подкорректировать текст на бютовской наглядной агитации, дописав пару букв частицу "не" к предложению лишить законодателей иммунитета. Обычно бьют за три буквы, но "нашеукраинца" отметелили только за две: к Кармазину тут же подскочили депутаты Сер Сас и Анатолий Семинога, защищая свое произведение. Бютовцы стали отталкивать коллегу от плаката и теснить от трибуны Рады, а конце концов схватили бедного Кармазина за шею и грубо оттащили от плаката.
Одержит ли БЮТ столь быструю и убедительную победу на выборах, в которых одной из "фишек" является борьба за отмену депутатской неприкосновенности? Борьба тем более парадоксальная, что всего несколько месяцев назад, 8 сентября 2005 года, за этот закон проголосовало 270 депутатов, среди которых было и 34 бютовца. Сейчас, когда любой уважающий себя субъект выборов должен поставить в программе отметку: "уберу депутатские зонтики", застолбить первенство в этом вопросе крайне важно. Смена отношения к депутатскому иммунитету произошла после милицейской зачистки многих партийных списков, причем, не только парламентских, но и местных: в политику, оказалось, массово стремятся пробиться неоднозначные персоны с сомнительным прошлым. О некоторых из них убедительно рассказал фильм "Угроза", показанный в агитационное время "Нашей Украины" по Первому национальному. Однако, первой в борьбу за ликвидацию "прикрытия" стала бороться все-таки Юлия Тимошенко, как всегда, сыграв на опережение. Ее фракция предложила вынести вопрос о снятии депутатской неприкосновенности в среду, а Андрей Шкиль с трибуны красочно описал все негативные стороны данного закона. Проще говоря, честным людям нечего бояться, а бандиты должны сидеть в тюрьмах, а не в парламенте.
Тут, пожалуй, надо вкратце напомнить историю вопроса. Действительно, в сентябре прошлого года в рамках меморандума между партией власти и Партией регионов, подписанном во многом ради утверждения в ВР премьером Юрия Еханурова, были приняты изменения в закон о статусе депутатов местных советов, предусматривающие восстановление уголовной и административной неприкосновенности. Пункт о "местной неприкосновенности" был основным в Меморандуме для ПР, и они особо настаивали на его включении и соблюдении. Официальный мотив: защита от политических преследований несогласных с оранжевым курсом. Короче, "ценой" утверждения премьера Еханурова стала реанимация местного депутатского иммунитета, что кардинально изменило предвыборную ситуацию, внеся серьезные коррективы в списки кандидатов.
Несложно заметить, что в ВР сейчас идут или чистые идеологи, или очень крупные бизнесмены, или политические пенсионеры, привыкшие много лет работать в здании под куполом. А вот представители частного бизнеса, молодые "яппи", на которых столько надежд возлагалось после оранжевой революции, управленцы и менеджеры среднего звена, ну и конечно, люди у которых были проблемы с законом, прямиком двинули в местные советы, а вовсе не стали пробиваться в списки ВР. Причин тому несколько, начиная от заоблачных расценок, политической реформы с ее жестким императивным мандатом, не позволяющим рядовому народному избраннику иметь отличное от партии мнение, и заканчивая все более заметной децентрализацией и даже федерализацией власти. Иными словами, политика сегодня в большей мере делается в регионах, чем в Киеве.
Президент Ющенко, будучи внутренне несогласным с таким законом, все-таки его подписал. Хотя за несколько дней до того, как поставить свой автограф под разрешением о восстановлении иммунитета местным парламентариям, Виктор Андреевич во время интервью четырем центральным украинским каналам заявил, что является сторонником отмены неприкосновенности депутатов всех уровней, в том числе и народных. Задав вопрос: "Народный депутат – это специальное лицо или рядовой гражданин?", глава государства сам же на него и ответил: "Я думаю, что обычный гражданин". Однако, после президентской подписи, процедура привлечения к ответственности "не гражданина" сильно усложнилась: чтобы привлечь депутата местного уровня к уголовной или административной ответственности, необходимо согласие местного Совета. Если положительное решение не принимается, прокурор имеет право внести представление в соответствующий районный или городской Совет. Если же и на этом уровне не удастся добиться разрешения на привлечение депутата к ответственности, то областной прокурор (или прокурор Крыма) может вынести этот вопрос на рассмотрение областного Совета (Верховного Совета Крыма). Если же и эта попытка успехом не увенчается, Генеральный прокурор Украины имеет право обратиться в Верховную Раду. А там, как известно, "своих" не сдают. Примером может служить четырехкратное представление на привлечение к ответственности Юлии Тимошенко, подписанное тогдашним Генпрокурором Святославом Пискуном, на которое парламент ни разу не дал "добро".
Опасность своего автографа глава государства осознал через месяц: 7 октября 2005 года Виктор Ющенко внес представление в КС с просьбой рассмотреть конституционность закона №2854-4 – об изменении статуса "младших депутатских братьев". По мнению президента, "есть все основания считать, что данный закон не соответствует 24-й статье Конституции, которая устанавливает равные права и свободы всех граждан и их равенство перед законом". Но выяснить, кто "равнее" так и не удалось до сих пор: по причине недоукомплектованности Конституционного Суда и снижения уровня доверия к решениям судей.
В итоге закон о возвращении местной неприкосновенности стал предметом предвыборных спекуляций. Так, вчера, БЮТ "напала" на партию власти, акцентируя внимание избирателей на том, что именно "Наша Украина" была инициатором принятия закона о неприкосновенности местных депутатов.
Отдельный укол со стороны тимошенковцев получили и коммунисты, которые, по словам Шкиля, "прячась за депутатским мандатом и неприкосновенностью, рвутся к местным органам власти". На это обвинение немедленно отреагировал Адам Мартынюк, заявив, что он хотел бы пожелать каждой фракции, в том числе и БЮТ, чтобы она была такой же последовательной, как коммунисты. "Потому что вы 6 сентября проголосовали за то, чтобы принять такой закон, а сегодня "поете" совсем другие песни. Потому, пожалуйста, коммунистов не трогайте, они в отличие от вас влево и вправо не качаются, они идут правильным выверенным курсом", – сказал первый вице-спикер. Мартынюк также напомнил представителям фракции Тимошенко, что в прошлый раз он уже выносил вопрос о неприкосновенности на заседание Верховной Рады, но он не получил поддержки у сессионного зала. "Обслуживать БЮТ председатель не собирается", – подчеркнул коммунист.
О реакции "Нашей Украины" мы уже писали: заступник Кармазин получил по шее. В итоге, именно партия власти в этом вопросе потерпела поражение. Все остальные участники конфликта получили свои дивиденды. БЮТ показал себя сторонником честных выборов и прозрачных списков, блок Литвина, как всегда, миротворцами. Председатель Рады Владимир Литвин в качестве компромисса предложил депутатам подготовить единый законопроект на основе всех поданных, подписать его руководителям фракций и затем внести на рассмотрение парламента. Правда, рассматривать его будет уже новый парламент. И вряд ли примет оперативное решение – просто не до того. Вновь этот вопрос может стать актуальным только под следующие выборы. Или перевыборы.
Версии