Взять интервью у народного депутата Григория Омельченко из-за его плотного избирательного графика рабочих поездок по Украине оказалось не так-то просто. Наконец в Миргороде нам таки удалось побеседовать с Григорием Омеляновичем. Предваряя интервью, явно уставший депутат тихим, но однозначно требовательным тоном попросил: «Только давай, друже, обойдемся без глупых и мелких тем».
-- В последнее время ваше имя стало меньше появляться в СМИ. Это связано с изменением ваших отношений с прессой или, возможно, борьба с коррупцией стала не такой актуальной?
-- Насколько чаще или реже мое имя появляется в СМИ, я специально не анализировал, но достаточно регулярно. Действительно, в связи с избирательной кампанией очень много приходится ездить по Украине. Я - сторонник того, чтобы меньше проводить встречи в больших городах, а больше бывать в глубинке, где у людей нет широкого доступа к прессе, не говоря уже об Интернете. А радиофикация сейчас сохранилась примерно в трети наших сел.
-- Какие теперь ваши приоритеты в парламентской работе?
-- Последняя тема, которой я плотно занимаюсь, - это депутатские запросы, направленные мной в различные инстанции, касающиеся деятельности «РосУкроЭнерго» и газовых соглашений. Хотел бы обратить внимание, что за последний мой запрос на имя президента по этому вопросу проголосовало рекордное количество депутатов - 283.
Тема коррупции не стала менее актуальной. Напротив, она чрезвычайно обострилась и оказалась главным тормозом реализации предвыборных обещаний Виктора Ющенко, провозглашенных в ходе оранжевой революции на Майдане: «Бандитам - тюрьмы!», «Равенство всех перед законом». И, знаете, нельзя все сразу же валить на новую власть. Этой власти лишь один год. До этого 14 лет политическое руководство страны во главе с бывшими двумя президентами, особенно во времена Леонида Кучмы (10 лет президентства плюс год премьерства с чрезвычайными полномочиями), создало коррумпировано-олигархическую систему, пронизавшую все структуры власти сверху донизу во всех направлениях.
Поэтому, если даже в каждую область или район назначить по украинскому комиссару Каттани, невозможно будет привлечь к ответственности всех коррумпированных персонажей: у нас в Украине просто тюрем не хватит для этого. Эта раковая опухоль только надрезана, но еще не удалена. Поэтому не стоит удивляться, что ни одна высокопоставленная персона времен Кучмы или уже времен Ющенко, даже явно причастная к коррупции, до сих пор не посажена на нары.
Не стоит забывать и о том, что за время правления Кучмы была создана кастово-замкнутая, практически бесконтрольная судебная система. И в ней работают судьи, взращенные прежним режимом. И еще один немаловажный момент. Мы сменили руководство СБУ, МВД и ГНА - провели там хоть какое-то реформирование и относительную кадровую чистку. А в прокуратуре, обязанной вести борьбу с должностными преступлениями, ничего не изменилось.
Одна из главнейших ошибок Ющенко в том, что, придя к власти, он в результате тайных договоренностей с Кучмой не сменил незаконно восстановленного Пискуна. А тот, цементируя им же в том числе созданную вассальную систему зависимых только от генпрокурора и Кучмы подчиненных, работал исключительно на свою политическую перспективу. В конце концов Ющенко снимает Пискуна и назначает... подение той же самой системы, выходца из Донецкой области - Медведько.
-- А кто, по вашему мнению, с юридической точки зрения нынче в Украине является легитимным генпрокурором?
-- Сейчас у нас возникла юридическая абракадабра: до окончательного решения Киевского апелляционного суда мы не имеем генпрокурора. Шевченковский райсуд восстановил Пискуна в его должности, Апелляционный суд приостановил это решение, а Печерский суд приостановил указ президента о назначении генпрокурором Медведько. Поэтому, в результате всей этой коллизии, я как юрист говорю: Украина сейчас генпрокурора не имеет. А все старые кадры остались на своих местах. То есть структура, которая должна бороться с коррупцией, сейчас парализована. А Пискун, который, собственно, и устроил всю эту свистопляску, идет в списке Партии регионов и наверняка надеется снова вернуться на прежнюю должность.
-- Если посмотреть со стороны на всю эту историю, то она очень похожа на спецоперацию. Вам так не кажется?
-- Да нет. Это всего лишь результат правовой бессмыслицы, когда закон подменяется политической целесообразностью. Не более того. Когда возглавляемая мной временная следственная комиссия по делу Гонгадзе где-то через месяц после инаугурации Ющенко приняла решение об отставке Пискуна и привлечении его к уголовной ответственности, то он, видимо, чтобы смягчить мою позицию, сказал, что вновь стал генпрокурором в результате договоренностей президента Кучмы и кандидата на эту должность Ющенко при посредничестве Ивана Плюща. При этом Ющенко пообещал, что Пискуну будет гарантировано место в проходной части избирательного списка «Нашей Украины». Когда я об этом узнал, то о заявил, что никогда не допущу, чтобы Пискун шел в каком-либо списке оранжевых.
Я был свидетелем уникальной истории с отставкой Васильева и назначением Пискуна. Помните, Верхованя Рада пыталась отправить Васильева в отставку, но не набрала необходимого количества голосов? Васильев после этого, уверовав, что президентом станет Янукович, решил, что и он останется на своем месте. И вот тогда в парламенте, в кабинете спикера, Кучма в присутствии Литвина, Ющенко, Плюща предложил Васильеву написать заявление об отставке. Тот отказался. И тогда Кучма прозил: «Если ты этого не сделаешь, я дам отмашку - Верховная Рада проголосует, как надо, и ты с позором уйдешь». Васильев написал заявление об отставке, Кучма его завизировал, а Ющенко забрал оригинал этого документа с собой. И вот после этого и был включен механизм незаконного восстановления Пискуна. А теперь возникла маразматическая, с юридической точки зрения, ситуация, когда запущенный Ющенко бумеранг вернулся и ударил его по лбу.
Между указом Кучмы о назначении и указом Ющенко о снятии Пискуна вклинилось судебное решение. Согласно Конституции, набравшее законную силу судебное решение является обязательным для исполнения. То есть сначала Печерский суд восстанавливает Пискуна в должности, а теперь Шевченковскому суду ничего иного не остается, как оставить это решение в силе.
Так вот, о такой спецоперации не смогли бы додуматься никакие спецслужбы. Все много проще - от юридического головотяпства.
-- Почему не случилось реформы прокуратуры, понятно. Но почему до сих пор не реформированы другие правоохранительные органы?
-- В основе реформы любых органов государственной власти должны лежать: жесткий контроль и подотчетность этих органов обществу через рады различных уровней. Реформа эта не могла начаться, пока не произошла конституционная реформа. А она окончательно вступит в силу после выборов, когда будут сформированы на основе пропорционально-партийного представительства новые рады. А до вступления в силу реформы у нас сложилась такая система, когда руководители правоохранительных органов неподотчетны радам, в том числе и парламенту. А подчинялись они по всей своей вертикали исключительно президенту. В свое время Верховная Рада выражала недоверие министру внутренних дел Юрию Кравченко, а президент имел парламент «в виду». А теперь в связи с конституционной реформой, если взять, к примеру, вертикаль МВД, вся она будет подотчетна премьер-министру, а тот, в свою очередь, будет утверждаться парламентом. Но это политическая составляющая реформы.
Если, например, областная рада выразила недоверие начальнику милиции, то министр обязан снять его с работы и не вправе переместить его на какую-нибудь руководящую должность в другую область.
-- Из-за того, что депутатская неприкосновенность распространена на народных избранников всех уровней, криминальные элементы по разным спискам идут в рады различных уровней. Не случится ли так, что из-за повышенной концентрации криминала будущие рады придется распускать?
-- Я не был бы так пессимистичен. Думаю, сразу же после выборов, где-то в мае-июне, если не Верховная Рада, то Конституционный суд отменит депутатскую неприкосновенность, поскольку это - неконституционная норма. И не надо будет распускать никакие рады. Просто правоохранителям будет проще брать криминалитет в местах его повышенной концентрации.
Вечерние вести