Во время президентских выборов Степан Гавриш активно отстаивал интересы лидера Партии регионов. На предстоящих парламентских выборах они уже конты. Оппозиционный блок "Не ТАК!" не входит в число лидеров избирательной кампании, но все же рассчитывает не только на победу, но и на участие в формировании нового правительства.
- Предвыборная кампания в разгаре, но партии пока не демонстрируют особой активности...
- Сценарий парламентской избирательной кампании очень отличается от выборов президента страны. У каждой политической сила есть своя тактика. В Украине так сложилось, что прошедшие президентские выборы сконструировали участников, которые являются лидерами нынешней избирательной гонки. Их присутствие в избирательном пространстве достаточно активно: с момента избрания главой страны Виктора Ющенко они, не переставая, вели дискуссию. Одни были сторонниками Ющенко и пытались использовать победу на президентских выборах для победы на парламентских, но, разбив коленки в противостоянии, разошлись по разным углам оранжевого Майдана. А другие пытались создать коалицию на базе проавшего Януковича, который обладает очень серьезной электой поддержкой. Но они также не смогли договориться и создать коалицию - из-за понимания лидером Партии регионов того, что ему сегодня, в общем-то, никто не нужен. Поэтому естественно, что другая часть, те, кто вынужден был начинать избирательную кампанию с нуля, изначально внимательно измеряет ее электыми построениями и определенными технологическими формулами. Скажем, оппозиционный блок "Не ТАК!" рассчитал график избирательной кампании так, чтобы пройти несколько ее этапов. Первый - этап узнаваемости. Мы его прошли, вышли на нормальный, радующий нас рейтинг, который показывает, что усилия этого этапа были не напрасными. Мы выполнили задание. Теперь на очереди следующий этап. И я думаю, что за ним последует и последний, который позволит нам четко определить интересы избирателей при голосовании 26 марта. Так действуют и другие политические силы, пытаясь организовать пик активности интереса избирателей как можно ближе к дате голосования.
С другой стороны, у нас нет острой дискуссии о программных ценностях, которые могли бы стать программой национального развития. Эти ценности были в основном построены во время президентской избирательной кампании. И еще никто не осознал, что с переходом к парламентско-президентской форме организации власти фактически речь должна идти о новой программе для Украины. Эта программа будет сконструирована, создана, оформлена новым коалиционным правительством, которое будет создано в результате создания коалиционного большинства в парламенте.
- А почему рекламные ролики партий и блоков, я говорю и о вашем блоке, практически ничего не рассказывают об основных моментах программ этих партий и блоков?
- Нынешняя избирательная кампания весьма специфична. Она эмоциональна и очень креативна. Это связано с тем, что сегодня единственный способ быть услышанным для всех политических сил, в том числе и близких Виктору Ющенко, это критиковать существующую ситуацию в стране. Мне кажется, что со стороны власти и других политических сил идет эмоциональное состязание за чувства избирателей. Это абсолютно неизбежно, поскольку именно эти чувства привели к реальному расколу страны, вывели людей на Майдан, привели Ющенко к победе. Ведь его победа не основана на действующем законе и Конституции, она определена эмоциями, в том числе и Верховного суда. Поэтому главное сегодня - это эмоциональное состязание.
Второе. Диалог вокруг стратегии развития Украины. Мы инициируем референдум, надеясь получить максимальное количество голосов украинцев против НАТО и за Единое экономическое пространство. И это стратегия развития нашего государства. Мы говорим, что страна должна защищать свои национальные интересы и быть в стольких союзах, сколько выгодно ей, и в том числе - каждому украинцу. Ющенко же утверждает, что Россия в принципе сегодня для Украины малоинтересна. То есть мы говорим о стратегических принципах управления страной, о формировании внутреннего рынка с высокой степенью иммунитета. Что касается внешней политики, то мы считаем, что Украина должна быть очень дорогим для геополитических соседей мостом между Европой и Азией - своеобразной новой Швейцарией. И мы этот диалог ведем. Он трудный, поскольку мы единственные, кто ведет этот диалог.
И третье - это программный момент. Скорее всего, он будет у всех политических сил. У нас он готов и насчитывает несколько аспектов. Прежде всего - это принципы и программный сценарий развития государства, который включает перечень реформ: макроэкономических, гуманитарных, социальных и так далее. Второе - это антикризисная программа, буквально по месяцам рассчитанная для коалиционного правительства, куда мы надеемся войти и стать одними из организаторов действительно народного правительства. И мы ведем сегодня переговоры по этой теме. И третье - это формирование стратегической программы борьбы с бедностью. Президент в своем послании парламенту не говорит о борьбе с бедностью наверное потому, что ему проще управлять бедной страной. Программа - это продукт определенного политического конвейера соревнований.
Все перечисленные программы дорабатываются. Мы объезжаем Украину, ведем диалоги с региональными общественными лидерами, проводниками определенной региональной идеологии и очень внимательно относимся к советам и исследованиями. Потом пройдет дискуссия с нашими экспертами, и после этого мы презентуем программу развития Украины. Думаю, этот документ будет нашим предложением по формированию политической коалиции и правительства.
- Но на сегодняшний день социологические исследования говорят, что у вас не так уж много шансов попасть даже в парламент...
- Мы сегодня ведем прямой диалог с 2,5 миллиона избирателей, и считаем их нашими партнерами и союзниками. Благодаря расширению формата наших политических сил как блока, интерес к нам со стороны избирателей достаточно большой. Мы рассчитываем набрать не менее 7-10 проц. голосов. И думаю так потому, что после объездов регионов рейтинг нашего блока там растет.
В то же время со стороны власти усиливается контроль над всей избирательной системой. Ну, например, социологические службы контролируются таким образом, чтобы все рейтинги, которые исследуются и публикуются, были приблизительно одинаковыми, и представители провластных политических сил в них всегда получали контрольный пакет акций в будущем парламенте. Поэтому, например, публиковать, что рейтинг Януковича составляет 2 проц. - бессмысленно, потому что уже созданная легенда о 30 проц. Партии регионов не может быть изменена. И сам по себе этот подход стал способом агитации. Все делается хитро и последовательно, и, несмотря на критику, ничего не изменяется.
На Банковой создана фишка о том, что предвыборная битва происходит среди "политических динозавров", а все остальные в ней участия не принимают. Говорят о том, что в парламент пройдет 6-7 политических сил, что у остальных рейтинг от 0,7 до 1,2 проц. То есть идет постоянное манипулирование сознанием граждан. Лжи стало так много, что она уже воспринимается как правда. Но после посещения разных регионов Украины могу сказать: "Пани на Банковій бавляться, а народ живе своїм життям". Он начинает все больше и больше присматриваться к политическим силам и все больше критически относиться к политическому режиму Ющенко, обвиняя его в главном - в том, что он разваливает страну, что не мог опереться на все завоевания за годы независимости. И эти завоевания не принадлежат Кучме или Кравчуку, они принадлежат народу Украины.
Кроме того, мы видим преобладающую часть той рекламы, в которой заинтересована власть, либо рекламу тех оппонентов власти, с которыми она договорилась о создании некой оси.
- Вы хотите сказать, что с Партией регионов тоже уже договорились? Ведь их рекламы даже, наверное, больше, чем рекламы провластных блоков.
- Думаю, подобное возможно и является следствием меморандума, подписанного в свое время. Хотя Виктор Андреевич отозвал свою подпись, однако он действует де-факто. Реклама, например, других политических сил в 5-6 раз превосходит по интенсивности нашу рекламу. Хотя мы пытаемся ежедневно на тех же телеканалах, в соответствии с законом и расценками, разместить наши политические агитационные ролики, это не приводит к успеху.
- С недавних пор появилось мнение, что Ринат Ахметов решил в будущем заменить Виктора Януковича, стать лидером Партии регионов, а впоследствии, возможно, и премьер-министром. Вы считаете, это реально?
- Ахметов - очень глубокий и интересный человек. Его феномен журналистами не исследован и не оценен. Наряду со способностью не быть ым, он остается одним из самых ых людей страны. О нем говорят не реже, чем о Президенте. Сказать, какой у него план, невозможно. Мы узнаем о нем тогда, когда он его осуществит. У Партии регионов самый лучший агитатор, за которого борются все политические силы, - это Президент. И каждый украинец имеет сегодня стабильное представление о Викторе Януковиче. Эта заслуга тех, кто был с ним на президентских выборах, и от которых он на 90 процентов отказался. Поэтому, возможно, нас в будущем ожидают несколько неожиданные решения. Они будут связаны с тем, что уже сегодня за закрытыми дверями точно известно, какие компромиссы достигнуты между Ющенко и Ахметовым, кто будет премьером, а кто - спикером, и кто займет другие должности. Не сомневаюсь, что разговоры на эту тему - это не способ агитации, а реальность, с которой придется считаться. Ничего в этом плохого нет, это обычная жизнь. Но мы обо всем этом узнаем после 26 марта. Хотя есть и другой сценарий: если сейчас под разными предлогами будет создана оранжевая коалиция, то я не сомневаюсь, что будет создана и оппозиционная коалиция. Но не верю, что Ринат Ахметов и другие представители финансово-промышленной группы, которые очень плотно представлены в списке Партии регионов, готовы быть в оппозиции к власти. Это противоречит истинам Адама Смита.
- Как вы прокомментируете результаты жеребьевки, согласно которым блок "Не ТАК!" занимает 44-е место в избирательном бюллетене?
- Профессионалы в марафоне всегда стартуют последними, но приходят первыми. И только аутсайдеры стремятся на старте завоевать симпатии зрителей на украинском стадионе беспрецедентной избирательной гонки за медалями достоинства парламентско-президентской формы правления. Задача блока - убедить нашего избирателя увидеть в нас профессионалов, сильных и ответственных политиков и чтобы, конечно, они начали читать бюллетень с 44-го номера.
Евгения Коваленко, Столичные новости