Выборы - это не только время больших перемен, но и время посмеяться. Как ни странно это звучит, но и творчество в пограничных ситуациях активизируется, выдавая миру нечто забавное, оригинальное, которое вызывает улыбку или над которым смеешься до слез.
Осенью 2004-го и зимой 2005 мы хохотали над "Веселыми яйцямы" - оказывается, из любимых фильмов можно делать не только ди-джейские ремиксы, но и "нарезку", до умопомрачения соответствующую сегодняшнему дню. Была масса шуток, анекдотов, придуманных и реальных историй - старались не только украинцы, но и их коллеги-россияне (вспомните хотя бы отдельные истории, посвященные украинским президентским выборам на "Владимир Владимирович.Ру"). Но хитами были, конечно, цитаты и поступки политиков и их окружения. Как ни грустно было бы Виктору Януковичу, но выступление его супруги Людмилы в Северодонецке про американские валенки и наколотые апельсины, нам не забыть...
На нынешних выборах, видимо, не сложилось с новыми, и главное, оригинальными юмористическими проектами. Видимо, выдохлись на президентских, перерыв был слишком мал, чтобы перевести дух, абстрагироваться и родить что-то необычное.
Правда, в марте телеканал ICTV запускает в эфир "Маски" на выборах" - новый проект комик-труппы "Маски". Профинансировал этот проект Народный блок Литвина, о чем не таясь сообщил лидер "Масок", режиссер и творческий руководитель Георгий Делиев.
"Проект создан для того, чтобы люди посмеялись над собой и над происходящим. Есть персонажи абстрактные, есть и реальные. И те, и другие изображены в гротескном ключе. Пародия на Литвина тоже есть, не переживайте", - сказал Делиев журналистам. Он добавил, что больше всего боялся, что спонсоры будут ограничивать творчество. Но, по его словам, этого не случилось, и им была предоставлена полная свобода действий. Результат зрители увидят и оценят совсем скоро.
Делиев сказал, что в "Масках" на выборах" есть разные персонажи - придуманные и реальные, обыватели и те, кто манипулирует ими. Но нет абсолютно отрицательных или положительных героев - они разные, и они "как люди".
"Маски" не ставили перед собой задачу обелить или очернить кого-то. Просто, по их мнению, выборы - это хорошая возможность взглянуть на всю эту суматоху со стороны и посмеяться и над политиками, и над собой.
Юмор хорош тем, что он юмор
Возможно, если бы политики и их спонсоры больше думали о разумном и вечном, то и интересных юмористических проектов во время избирательной кампании было бы больше. Но видимо, политическая реклама, принимающая порой довольно уродливые формы, важнее.
А так украинцы знают, по большому счету, совсем немного подобных предвыборных проектов - это "Весели Яйця", которые можно было увидеть только в интернете, флеш-анимационную "Семью Грищенко". Да еще семь лет назад, в президентскую кампанию-99 на телеканале "1+1" засветились "Вэлыки перегоны". Вот, пожалуй, и все из наиболее массово известного. А жаль. Ведь и избирателю, да и самому политику нужно отдыхать от агрессии, смеяться над собой - это полезно не только в эмоциональном плане, но и для того, чтобы увидеть свои возможные ошибки и просчеты. Шутка - это не менее здорово, чем реклама. Недаром же короли прислушивались к мнению своих шутов.
Чтобы не рассуждать лишний раз о том, как важно и полезно иногда не быть политически серьезным, RUpor спросил у "отцов" некоторых проектов - о целях и средствах достижения.
Евгений Кузьменко, глава сценарной группы проекта "Семья Грищенко":
"Главное - это общественная ценность проекта. В нашем сериале - это было желание показать украинскую семью, как можно больше настроений, которые царили в украинском обществе. У нас были ы семьи, которые представляли разные электые ниши. Политический юмор позволяет отразить наиболее ярко те "мухи", которые в то время доминировали в украинском обществе.
Если политик говорит какую-то глупость - а глупость более всего находит отражение в народном эпосе - то именно простой человек в состоянии оценить это. Всем нашим шуткам мы пытались придать народный оттенок.
Чем больше скрывает политик от официальной аудитории, тем успешнее те юмористические проекты, которые этого политика высмеивают. Это большая подпитка для людей, которые работают в этом жанре. Кроме того, этот жанр хорош тем, что он дает право высмеивать политиков и само сказанное ими. Например, в контексте сегодняшнего дня - фраза "Эти руки никогда не крали" и газовые договоренности с Россией. Народ сам смеется, потому что дыма без огня не бывает.
Конечно, зрители пытались нас подкорректировать - ведь никогда не бывает абсолютно довольной аудитории".
Дмитрий Джангиров, один из авторов "Вэлыкых перегонив" (1999 год):
"Украина, конечно, не первая в этом жанре. Аналогичные программы были и в других странах, например, несколько лет с большим успехом шли "Куклы" в Россси, и не только в предвыборный период. Родоначальники этого телевизионного жанра - это вообще французы, но там тоже политики были представлены в виде кукольных персонажей. А изначально вообще представали в виде животных - достаточно безобидно, в виде аллегории.
А мы остановились на мультипликации: не были связаны большим количеством персонажей, с другой стороны - не нужно тратится на дорогостоящих кукол. Один из ударных моментов - это переделки песен: мы номинировались на первый "Телетриумф" еще и как музыкальная программа за счет прекрасной музыки "Гадюкиных Рекордз". Но сами "Перегоны" не оставили глубокого следа в обществе, только в определенной тусовке.
К сожалению, у нас креативщики стараются опуститься до уровня избирателя, поэтому и уровень юмора соответствующий. Можно, конечно, попробовать поднять избирателя до какого-то уровня, но, видимо, выборы это не лучшее время для воспитательной работы.
Почему у нас мало юмора? Потому что очень политизированное общество. Сатира - конечно, заангажированный человек может обратить в сатирическую любую ситуацию.
В чем проблема нынешних выборов до сегодняшнего момента - очень низкий уровень креативов в целом, и из-за этого низкого уровня не удается получить в ответ определенный уровень юмора.
Но у нас есть культура политического анекдота - чаще всего, правда, переделки старых анекдотов, хотя есть удачные аллюзии и цитирования. Есть публицистика, ряд политиков способны на достаточно неплохие импровизации. Но политику простительно, даже если импровизация подготовлена заранее, если ему хватает вкуса и понимания надобности острых интересных высказываний. Понимание этого есть, более того, даже есть маленький, не сформировавшийся рынок заказов на политические репризы. Я подтверждаю это".
В общем, авторы правы. А если вам, читатели, станет скучно, то вспомните осень и зиму минувших президентских выборов, и забейте в какой-нибудь "Яндекс" или "Гугль" "анекдоты про Януковича", "анекдоты про Ющенко". И насладитесь, не забывая, как юмор помогал спасать страну от безумия в те месяцы.
А почему мало анекдотов сейчас - так не о ком, наверное. Кто захочет смотреть на тусклого, бого, остоного политика? Делайте выводы, господа, и готовьтесь к выборам
Наталья Вернигора, RUpor