Сколько потратит на этих парламентских выборах отдельно взятая политическая сила, знают лишь те, кто эти силы финансирует. Поэтому о суммах можно говорить лишь приблизительно. Но подсчитать кое-что все-таки возможно...
При ведении любой политической кампании существуют стандарты, от которых никуда не денешься. К примеру, штаб. Если речь идет о парламентских выборах, то кроме центрального штаба, который находится преимущественно в столице, штабы классом ниже существуют чуть ли не во всех областных и крупных районных центрах. Вот вам и первая статья расходов. Конечно же, если партия или блок уже зарегистрированы, съезды проведены, а списки кандидатов одобрены ЦИК.
Согласно имеющейся информации содержание центрального штаба в течение 4-6 месяцев обходится в 160-240 тыс. долларов, не считая затрат на оргтехнику, связь и транспорт. То есть это практически зарплатный фонд тех, в чьи функции входит планировать, контролировать, выдумывать или перекладывать с места на место различные бумажки, демонстрируя при этом бурную деятельность.
Следующая статья расходов - региональные штабы. На сегодняшний день некоторые блоки имеют до сорока таких штабов. В каждом из них работают в среднем от 10 до 30 человек (Харьков, Днепропетровск). Затраты на "прокорм" такого штаба, конечно же, меньше, хотя и не намного: за те же 4-6 месяцев один региональный штаб съедает от 35 до 60 тыс. долларов.
Безусловно, приятно, когда в составе политической силы есть борцы за идею. Но чтобы быть уверенным в их идейности и активности, им все равно приплачивают от 100 до 200 долларов в месяц. Такая сумма не сравнима с зарплатой, к примеру, штабиста среднего звена (500-800 долларов), но и требуют от активиста намного меньше. Здесь ает большую роль количество, а не качество. К примеру, только в столице ГАК (Гражданский актив Киева) или "Европейская столица" - политические силы, которые "ают" лишь в местные выборы - оплачивают услуги двух тысяч активистов каждая. А теперь представьте масштабы той же "Нашей Украины" или Партии регионов...
Сегодня ни одна политическая сила не обходится без рекламы и агитационной продукции. И эта статья расходов тоже не маленькая. А для некоторых сил - самая большая. Здесь затраты идут уже на десятки и сотни тысяч долларов. Есть и представители политических сил, которые уже "спустили" на рекламу миллионы. При этом львиная доля "ушла в телевизор", сделав невозможным просмотр ряда каналов.
Для некоторых оков ощутима и такая статья расходов, как найм крутых пиарщиков или политологов, которые требуют за свои советы по 20-40 долларов в час. Иногда такие консультации выливаются в круглую сумму, а пиарщики после такой вот кампании становятся на несколько сот тысяч богаче. Причем гарантий, как вы понимаете, никто никому не дает.
Итак, если все подытожить, то примерная смета на полную (парламент плюс местные советы; полгода) кампанию политической силы средней руки сегодня обойдется в следующую сумму (в долларах США).
Партийные расходы на выборы (в USD)
240 тыс. - Содержание центрального штаба
1 млн. 500 тыс. - Содержание региональных штабов
4 млн. 500 тыс. - Активисты (10 тыс. чел., 3 мес)
500 тыс. - Услуги пиар-агентств и политконсультантов
4 млн. - Реклама в СМИ (пресса, радио, ТВ)
500 тыс. - Наружная реклама
1 млн. - Агитпродукция (палатки, флаги, листовки и т.п.)
500 тыс. - Прочие расходы (транспорт, связь, наблюдатели, социсследования и т.д.)
Это, как я уже сказал, средняя сумма. Большинство из нынешних "гигантов" ее уже давно перекрыли и приближаются к отметке в 30-50 млн. долларов. И здесь радует то, что деньги эти, вынутые из теневых кубышек, оседают в наших с вами руках в виде зарплат за нашу активность, продуктовых наборов или отремонтированных подъездов. Вот только все это ненадолго, так как, попав во власть, большинство депутатов возвращают свои вложения, при этом обязательно с 300-процентной прибылью.
Сер Ковтуненко, Столичные новости