Принципы легче декларировать, чем им следовать. Особенно в предвыборную пору. Все чаще на телевидении появляются ролики, где агитация проводится методом "от противного". С многозначительным выражением на лице демонстрируют якобы достоверные документы, фиксирующие послевыборное распределение обязанностей "в верхах". Причем подают это как высшее проявление гражданского мужества. Хотя политический ландшафт, образовавшийся в результате вступления в силу политической реформы, без коалиций просто немыслим.
В том, что проекты коалиций разрабатываются во всех предвыборных штабах, практически никто не сомневается. Ведь трудно представить, что в каком-то из "мозговых центров" разрабатывают стратегию собственного поражения. А чтобы победа не застала врасплох, зондируется почва в поисках потенциальных партнеров по коалиции. И, естественно, прикидывают цену (в политическом, естественно, смысле), каким креслом можно заинтересовать того или иного партнера.
Понятно, что итоги этих штабных никто не стремится обнародовать. Причины - на поверхности. Во-первых, чтобы не спугнуть партнеров, во-вторых, чтобы этих самых партнеров не увели конты, которые, получив доступ к коалиционным соглашениям, могут "взвинтить ставки". Именно поэтому сам факт подобных утечек, скорее всего, рассчитан не на электорат, неоднородность которого не позволяет надеяться, что "компромат" возымеет нужное действие. Его цель - посеять недоверие между партнерами. Совершенно очевидно, что стороны начнут с взаимных обвинений в разглашении, а то могут и вовсе расстроить сделку. Это в том случае, когда будет обнародован настоящий документ, а не "липа". Хотя на финишной прямой не стоит и "липой" пренебрегать. Фигуранты, скорее всего, предпочтут не втягиваться в хождение по судам, отложив акцию возмездия на потом. А после выборов неуместность иска - сам собой разумеющийся факт, поскольку сатисфакция уже никак не может повлиять на выражение воли избирателей.
Так или примерно так может выглядеть аргументация политтехнологов, предлагающих кому-то из участников избирательного процесса поучаствовать в разоблачении. При этом они наверняка отдают себе отчет, что самим разоблачителям эта акция не принесет никаких ощутимых бонусов. Как всякий черный пиар, эти "разоблачения" преследуют вполне тривиальную цель: понизить шансы чужих, таким образом сократив разрыв. Это - технология аутсайдеров.
Информация, обнародованная на прошлой неделе руководителем Закарпатского областного штаба Народного блока Литвина народным депутатом Сергеем Ратушняком (№55 в списке), как раз из этого разряда. Речь идет о якобы скрепленном подписями Виктора Ющенко, Юрия Еханурова и Виктора Януковича пакта о распределении ролей (высших государственных должностей) после выборов.
"Тут, в парламенте, нет и десяти таких депутатов, которые взяли бы на себя смелость озвучить этот факт. Кто-то бы другой побоялся, что его или застрелят, или посадят, или проблемы с бизнесом будут", - цитируют интернет-издания заявления депутата.
Отвечая на вопрос о том, как документ оказался в Ужгороде, депутат пояснил, что получил его по почте. Надо полагать, что неизвестный добелатель, доверивший письму "конфиденциальный" документ, не сомневался, что Сер Николаевич - неробкого десятка. И смелый нардеп обнародует то, что по его собственным словам является недостоверным. Действительно, если на 90 процентов документ состоит из пунктов, содержащихся в известном меморандуме (именно эту часть Ратушняк считает достоверной), логично предположить, что остальные 10 - недостоверны. Это и есть фамилии фигурантов соглашения о распределении послевыборных полномочий.
Сер Ратушняк уверен, что утечка произошла из окружения Ющенко. По его версии автор послания решил наказать Президента якобы из-за неудовлетворенности своим нынешним положением. "А как вы думаете, там все довольны, те, кто боролись и несли бревно с Ильичом, все отблагодарены?" - риторически вопрошал депутат на пресс-конференции.
Уж и не знаю, чем отблагодарит неизвестный "народный мститель" за озвучивание сомнительного документа. Однако судя по тому, как отчаянно Сер Николаевич просил собравшихся не связывать свое заявление с партийной принадлежностью, отправитель письма ему хорошо известен. На столь показной волюнтаризм (по словам депутата, он не советовался ни с фракцией, ни с лидером блока Владимиром Литвиным), разоблачитель вряд ли отважился. А терять ему действительно нечего: место в заведомо непроходной части списка практически лишало его аргументов мотивированного отказа от участия во "вбросе". Что же еще остается, кроме как "отстаивать конституционные законодательные ценности"?
Интересно, как оценивают результат обнародования его инициаторы? По формальным признакам, они не достигли особых результатов. И главный из них - не так столкнуть лбами "Нашу Украину" и Партию регионов, как понизить рейтинги у обоих фаворитов парламентской гонки. Однако эта акция может повлиять на принятие решений только некоторыми "гурманами от политики". Теми, кто ни при каких обстоятельствах не допускал, даже гипотетически, каких-то переговоров между нашеукраинцами и регионалами. Между тем ни один, даже самый невероятный союз, нельзя категорически отметать. Принципиальная невозможность предполагает наличие идеологических принципов. Подавляющее же большинство участников не отягощены идеологическими догмами. Это может подтвердить не только Владимир Михайлович Литвин, который, напомним, пришел в парламент как лидер блока "За ЕдУ!", но и сам Ратушняк, побывавший за свою каденцию в шести (!) депутатских фракциях и группах.
Электорат же исповедует иные принципы. И в основной своей массе не склонен к непостоянству в симпатиях. Единственная стойкая тенденция - рост числа неопределившихся, что почему-то утаивают упоминавшиеся нами социологи. Весьма похоже, что ужгородский сеанс разоблачения подтолкнет многих избирателей к вступлению в ряды "неопределившихся". Жаль, ведь именно у них, вероятнее всего, и находится искомая "золотая акция".
Михаил Белецкий, Столичные новости