Чем ближе для Украины заветное число 26, в смысле мартовский день выборов, тем изощреннее становятся приемы политиков, которые борются за голоса избирателей.
И на сегодня можно говорить, что после штучных дуэлей, вялых позиционных перестрелок, разведок боем (конных и пеших) и крайне редкого схождения в рукопашной, противоборствующие силы начинают подтягивать тяжелое оружие.
При этом нельзя забывать, что нынешние выборы впервые в новейшей украинской истории проходят в непривычном для страны демократическом формате. Что в свою очередь вроде бы требует от противоборствующих сторон применения оружия нового поколения. Ан, нет. Пока можно констатировать, что в арсенале противников имеется стандартный заржавевший набор музейного хлама. Ни тебе «умных» ракет, ни лазеров, ни технологий «стелс». Так, грубые «Катюши», «сорокопятки», «тридцатьчетверки» и карабины Мосина образца 1886 года. Не говоря уже о том, что порой вообще пользуются луками, стрелами и каменными топорами.
Но надо признать, что именно такое оснащение вооруженных сил оказывается более действенным, нежели использование тепловизоров, инфракрасных при или бинарного химического оружия.
Минувшая неделя засвидетельствовала, что на позиции помимо, скажем, админресурса или управляемых судов (в смысле тех, где вершится правосудие), основные оки начали подтягивать религиозные мортиры. О том, что это оружие будет задействовано на выборах, стало ясно после того, как с предвыборных списках некоторых партий и блоков появились действующие священнослужители. В минувший четверг во время оглашения своего ежегодного послания парламенту, Виктор Ющенко обратил внимание депутатов на необходимость срочного создания единой поместной церкви. Правда, по форме сделано это было не совсем изящно, но суть в другом. Президентский месседж явно должен был быть услышан не только под куполом Верховной Рады, но и под куполами храмов заинтересованных конфессий. Причем не только услышан, но и воспринят как руководство к действию. И теперь можно не сомневаться, что страну ожидает помимо светского, еще и разгул церковной агитации. В том, что этот тезис справедлив, достаточно было в воскресенье посмотреть один из предвыборных сюжетов на одном из украинских телеканалов. Сюжет был посвящен поездке Виктора Януковича в один из областных центров на востоке Украины, где над душами верующих властвует Украинская православная церковь Московского патриархата - УПЦ МП.
С учетом того, что лидер Партии Регионов позиционирует себя, как человек крайне набожный, его появление в храме было вполне логичным. Также допустимо, что высокому гостю разрешили посетить территорию за алтарем, куда обычно прихожан не пускают.
Вопросы вызвало поведение настоятеля, который явно был готов канонизировать Виктора Федоровича при жизни. Причем, немедленно. Особое умиление вызвали призывы батюшки к невидимой в кадре пастве, весьма смахивающие на общение пионервожатого со своими подопечными. «А за кого вы голосовали на президентских выборах?» - хорошо поставленным голосом вопрошал улыбающийся священник. «За Януковича», - гулко разносилось за кадром. «Не слышу», - улыбаясь, лукавил батюшка. «За Януковича», - еще громче отвечала паства. «Опять не слышу», - веселился церковный чиновник... После чего глянул снизу вверх на партийного босса и робко спросил: «Крест хотите ать?». Виктор Федорович задумался, потом все-таки крест поал и сюжет закончился.
Запуск божественного сюжета явно был симметричным ответом на тезисы президентского послания. Мол, остоно. Это моя территория и в случае начала процесса церковного объединения, могут быть проблемы в виде массового протеста верующих против президентского произвола. В том, что команда Януковича такие проблемы создать в состоянии, можно не сомневаться. Достаточно вспомнить, как в дни «оранжевой» революции по центру Киева денно и нощно бродил крестный ход, состоящий преимущественно из людей достаточно преклонного возраста. Помимо икон и хоругвей они несли бело-голубую символику кандидата Януковича и всячески пытались убедить встречных, что именно Янукович является законно избранным президентом страны. Кстати, использование крестного хода не было для команды Януковича чем-то необычным. Еще в октябре 2004 года на сайте кандидата в президенты был объявлено, что в Украину из Костромы прибывает одна из самых почитаемых российских церковных святынь - чудотворная икона Божьей Матери Феодоровской. Верующим были обещаны доступ к святыне, обладающей целительной силой и Крестный ход. Появление же этой информации на сугубо политическом сайте объяснялось тем, что Крестный ход проводился под патронатом Виктора Януковича. На тот момент это было действительно свежим пиар-ходом. Поскольку до октября под патронатом кандидатов проводились только концерты и дискотеки. Не говоря уже о том, что по преданию икону написал сам Евангелист Лука, на протяжении трех веков она была покровительницей династии Романовых и молельной иконой Александра Невского. Так что патронат над такой святыней по логике штабистов должен был вызвать по отношению к их шефу просто священный трепет. Но самое интересное заключалось в том, что в канцелярии Архиепископа Костромского и Галичского категорически заявили, что им ничего не известно о патронате Януковича над перемещением российской святыни по украинской земле.
Теперь, похоже, штабные работники Партии Регионов решили извлечь из арсенала старое оружие и вновь пустить его в ход. Правда, без привлечения российского ресурса. Во всяком случае, пока.
«Наша Украина» достаточно быстро отреагировала на церковный пиар своих контов. Руководитель избирательной кампании «Нашей Украины» в Запоской области Юрий Артеменко заявил: «Проводить политическую агитацию в церкви - недопустимо и неэтично. Как после этого он (Янукович - А.К.) может говорить о неприменении админресурса во власти, если сам не гнушается пользоваться даже церковным админресурсом?». Кстати, это словосочетание до сих пор в украинской политологической лексике замечено не было.
Андрей Капустин, Гуляй-Поле