Интервью с депутатом Киевского городского совета Николаем Бойчуком, ом списка БЮТ в Киевсовет
Еще год назад Киевский горсовет был слабо структурирован по партийному признаку. Удалось партиям и киевским депутатам найти общий язык? Насколько обновится состав Киевсовета после 26 марта?
Те из моих коллег, кто имеет серьезный авторитет в своих округах, попадет и в новый совет. Многие партии посчитали целесообразным включить в первые пятерки своих списков по Киеву теперешних депутатов. Сегодня уже ясно, что киевляне будут голосовать в районные и в городской совет за личности - партии должны предъявить свои команды, состоящие из хорошо зарекомендовавших себя людей.
Что касается состава будущего горсовета - без сомнения, лидером будет Блок Юлии Тимошенко: на это есть объективные причины. 30-35% - это результат блока Юлии Владимировны по Киеву. Далее будет идти "Наша Украина"; сложно говорить, в каком процентном отношении будут представлены Блок Литвина, Соцпартия, КПУ, Регионы Украины - это будет зависеть от многих составляющих.
Попадут в горсовет и местные киевские проекты: "Єдність", "Европейская Столица" и, я считаю, столичный феномен - Гражданский Актив Киева. Пример ГАКа - это яркая реализация возможностей закона о местных выборах. У киевлян есть право выбора местного блока или общенациональной политической силы.
Рассчитывая результаты в Киевсовет, принято исходить из парламентского рейтинга партии. Означает ли это, что киевские списки будут "паразитировать" на рейтинге общенациональных лидеров?
В столице сплошного сквозного голосования не будет. Из чего я исхожу? Из результатов исследований, которые мы регулярно проводим. Например, сегодня рейтинг у того же Блока Литвина в районный совет - один, в городской - другой, в ВР - третий. Гоане все-таки смотрят на личности. Можно посмотреть, например, кто такой Анатолий Брезвин - лидер Блока Литвина в районный совет на Оболони? У главы Печерской администрации Анатолия Коваленко, ведущего городскую кампанию, - свои голоса, у Владимира Литвина - свои. Это совершенно разные люди, к ним по-разному относятся - и мало кто решит "голосовать под одну гребенку".
Исследования показывают, что многие киевляне не знают, за кого голосовать в городской совет: все ждут списков. Первый этап начнется, когда все предъявят свои списки, - станет ясно, кто в чьей команде, и тогда начнется серьезнейшая борьба.
Отвечают ли киевские команды образу политических сил, которые они представляют?
У лидеров остается время принять решение - кто чего достоин и отвечает ли требованиям и ожиданиям. До 12 марта есть возможность пересматривать присутствие того или иного человека в списке по результатам его работы.
У себя на Оболони мы подобрали хорошую команду, и я надеюсь, что она покажет свой хороший результат. Это команда молодых людей, у которых есть перспектива. Они выросли в этом районе - знают особенности Оболони. При всем уважении к главе райадминистрации Николаю Товкачу, мы идем, чтобы доказать - в районном совете мы будем лучше. Кто бы ни был в списках на Оболони, сегодня ясно, что в этом районе лучший результат будет у БЮТ. Здесь много сторонников Юлии Владимировны.
К чему приведет такая политизация столичного совета? Не получится ли, что следующий Киевсовет забудет о коммунальных проблемах и станет городским парламентом?
Поменяется не только городской совет. Полностью изменится вся структура столичной власти. Да, скоро можно будет называть Киевский городской совет вторым парламентом. Ведь он будет формировать исполнительный орган, который многие уже называют столичным правительством. Все-таки Киев - это город, который по количеству населения сравним, например, с Литвой.
Политизация будет, но она лишь заставит лучше работать чиновника. Не исключено, что на первом этапе мы пройдем сложный период становления системы. Ведь одна партия говорит - идти вправо, другая - влево, одна говорит - надо снег собирать, другая - солью сыпать дорогу. На первом этапе такое будет, ну а потом все войдет в русло.
Главное, чтобы не было политического экстремизма, который сейчас активно развивают некоторые лидеры, пытаясь столкнуть лбами "Нашу Украину", например, с Блоком Юлии Владимировны. Я бы хотел, чтобы мы избежали конфронтации на уровне города. Некоторые сегодняшние действия лишь приведут к обострению, к судебным действиям, которые будут длиться не один месяц, и город от этого только пострадает.
БЮТ претендует на то, чтобы стать основной политической силой в городе, но не выдвигает своего кандидата в мэры. С кем блок собирается договариваться?
Это решение принимает руководство блока. Насколько я знаю, переговоры сейчас идут. Мое мнение таково: необязательно иметь мэра от БЮТ, главное - большинство в городском парламенте, который и будет принимать стратегические решения. И я думаю, что Александр Омельченко не просто так пошел в мэры как самовыдвиженец. Так будет лучше для него - многие блоки его поддержали именно как самовыдвиженца.
Пока никто из 38 кандидатов в мэры не может составить концию теперешнему городскому голове. Нет сегодня человека, который мог бы активно провести кампанию и победить Александра Омельченко. Конечно, есть плюсы и минусы у сегодняшней власти на сегодняшний день. И у нас есть тоже свое мнение - что такое реальное развитие самоуправления в Киеве.
Когда придут политические силы и возьмут на себя ответственность перед киевлянами, гоане смогут реально влиять на судьбоносные решения. Тупой лоббизм уйдет в прошлое - потому что решение будет проходить согласно процедуре. Сначала вопрос поднимается на фракции, фракции предъявляют друг другу свои решения - в этом процессе и будут вырабатываться самые оптимальные варианты. Больше не будет такой закулисной борьбы, которая сегодня, к сожалению, ведется некоторыми нашими управлениями - земельным, имущественным и некоторыми другими.
Пора менять стиль и методы управления городом. Нам сегодня нужен реальный бюджет, который можно пополнять за счет аукционов продажи земли, за счет аукционов продажи недвижимости города, а не идти подпольными путями через передачу в аренду, а потом приватизацию - как умело смогли сделать некоторые бизнесмены за прошедший период.
Я думаю, что назрел пересмотр некоторых решений и по земле, и по имуществу - сегодня массово идут обращения киевлян по земельным вопросам.
Я сторонник того, чтобы перед тем, как что-либо строить в городе, необходимо провести общественное слушание в районе или в микрорайоне.
Выходит, что Омельченко больше не будет тем мм, которым он был. Сейчас он градоначальник. А после 26 марта...
Думаю, что г-н Омельченко уже меняется. И он, естественно, станет другим. Потому что надо договариваться, придется находить компромиссы. Лучше для самого Александра Александровича, если он сумеет это сделать. Естественно, не будет тех вопросов, тех кадров, которые сегодня присутствуют. Мы больше не увидим заместителей городского головы и начальников некоторых главных управлений. Потому что им будут предъявлены высокие требования. Они должны нести ответственность перед горсоветом по принципу: не справляешься - уходи. Я думаю, что Киев уже созрел для перехода к электронному правительству, вместо этого некоторые формы и методы говорят о ручном управлении городом.
БЮТ рассматривал вопрос, на какие комитеты в Киевсовете он будет претендовать, если победит на выборах?
Этот вопрос еще рано обсуждать. Конечно, руководство блока что-то рассматривает. Я как внепартийный человек, которого в блок пригласили, буду только приветствовать, если БЮТ возьмет под контроль трех китов, на которых держится город, - земля, недвижимость и финансы. За них и будем бороться.
Много ходит слухов о том, как формировался городской список БЮТ. Можно ли говорить, что там существует партийная квота, квота Николая Томенко, квота Михаила Бродского?
О принципах компетентнее ответят руководители, которые формировали список. Естественно, прежде всего, был профессиональный подход. Он заключался в том, что есть фильтр профессионализма и пригодности к работе в едином идейном направлении, готовности связать себя с "Батькивщиной" и теми партиями, которые приглашены в блок. С другой стороны, сам лидер подбирает себе команду. Команда, сформированная сегодня, создавалась не один день, не один месяц - действует правило конции. У лидера есть право применять свои методы и формы воздействия на людей, которые будут дальше работать вместе с ним.
Такой парадокс: проходной список может не работать на выборах, "потому что они уже прошли", а не проходной не будет работать, потому что у них нет шансов. А кто ж будет работать - штаб? Поэтому есть такой интересный метод - он был утвержден на съезде - политическое соглашение, которое позволяет влиять на кандидатов, чтобы они активно работали на местах. Районы закреплены за районными депутатами, за депутатами в городской совет, работает система проверки и санкций.
Вы считаете, что есть предпосылки для того, что партии до 12 марта пересмотрят состав списков?
Конечно, пересмотрят. 88 теперешних кандидатов БЮТ - разные люди. Например, у Юлии Владимировны есть сайт, на который пишут простые избиратели, что они думают о том или ином е списка - это будет приниматься к сведению.
Каждый кандидат защищал свой план работы, делал предложения. В кампании главное - единый целевой подход, системность, которая должна позволить 26 марта выйти на те проценты, которые мы запланировали.
Мы собираемся идти от двери к двери и отвечать на вопросы. Не ьные обещания, как делают многие партии, - пенсии, зарплаты 3000 грн., фотографии, билборды...
БЮТ идет на выборы как радикальная оппозиция к теперешней городской власти или вы, все-таки, поддерживаете мэра?
Прежде всего, мы - конструктивная оппозиция. Те депутаты городского совета, которые сегодня входят во фракцию БЮТ, имеют свою позицию. Например, мы голосовали против, когда поднимался вопрос об увеличении количества депутатов в Киеве. Было 90, а стало 120. Мы были против по простой причине - в этом нет необходимости; в той же Москве хватает трех дюжин депутатов для управления.
Нам необходимо профессионализировать работу в Киевсовете - пока же депутатство осуществляется на общественных началах. Мне нравится, как говорит один мой друг в рамках своей кампании: Киеврада - для профессионалов. Необходимо обеспечить условия для профессионализации горсовета, и пускай киевляне оценивают тех, кому придется потом в течение 5 лет управлять городом.
Теперь не будет глав райгосадминистраций, а будут депутатами избираемые главы райсоветов. Как Вы считаете, может ли произойти разделение Киева: одни районы - за БЮТ, другие - за "Нашей Украиной"?
Не думаю, что наступит политизация, которая приведет к потерям в городском хозяйстве. Естественно, будут дебаты по многим вопросам, но город, какой интенсивной жизнью жил, такой и будет жить. Просто еще в два раза увеличатся темпы работы. И мы заставим работать самую больную область в Киеве - жилищно-коммунальную, работать так, чтобы люди жили в комфорте. И в этом разные политические силы вполне могут договориться и совместно контролировать - кто и как работает.
Павел Карайченцев, Новый понедельник