В Киеве грандиозный скандал. Некая группа компаний "Элита-Центр", оказавшаяся на деле пресловутой "пирамидой", обобрала более чем полторы тысячи киевлян, выдурив у них в общей сложности около 400 миллионов гривен. Как водится, главный "строитель" фирмы вовремя сбежал с деньгами. Шанс вернуть украденное — чисто теоретический, то есть, его — нет.
Махинация, действительно, оказалась неожиданной. Во-первых, последние подобные аферы в Украине и России ("МММ", "Дом Селенга", "Олби", Киевская Академия Евробизнеса и проч.) лопнули, как минимум, лет десять назад. Казалось, этот этап постсоветского капитализма уже миновал, и сегодня людей на такую "туфту" не купишь. Ан нет… Во-вторых, организация "пирамиды" от "Элиты-Центр" отличалась, не в пример ее предшественникам, изысканностью и тщательностью. И, наконец, в-третьих — скандал грянул аккурат перед самыми выборами столичного мэра. И эту неожиданность следует считать самой неожиданной.
Еще вчера предвыборные позиции нынешнего главы города 67-летнего Александра Омельченко, возжелавшего и в третий раз кряду занять кресло главного киевского чиновника, казались (да и были таковыми) свернадежными. Даже партия власти "Наша Украина", которая сразу после победы "оранжевой" революции не скрывала своего намерения сменить Омельченко на своего представителя (новым мм хотел стать Николай Мартыненко), к концу года была вынуждена фактически капитулировать перед ним. Капитуляцию пытались в глазах киевлян "замазать" каким-то договором с Омельченко: он, мол, снова став мм, выполнит предложения "Нашей Украины" по развитию Киева. Отказалась от борьбы с Омельченко и Тимошенко. Вероятный кандидат от БЮТ Николай Томенко, которому социологи прочили неплохой стартовый процент доверия киевлян, решил ограничиться претензиями на место в Киевсовете. Лишь третий реальный конт Омельченко — боксер-тяжеловес Виталий Кличко — таки зарегистрировался кандидатом. Но и в отношении Кличко преобладали скептические нотки: мол, многолетний "дружбан" Омельченко, получавший от него всевозможную помощь и поддержку как спортсмен, станет лишь "техническим" кандидатом. Высказывались даже предположения, что Кличко в последний момент снимет свою кандидатуру в пользу Омельченко. Впрочем, сегодня тон публикаций о соперничестве Кличко с Омельченко несколько изменился. Уже нет категорических утверждений, что это мнимое соперничество. Основанием послужили слухи, закружившие по политическим кулуарам. Их смысл был нелицеприятен для Кличко, и сводились они к тому, что в его коммерческой биографии далеко не все гладко и вот-вот грянут настоящие разоблачения. Которые и похоронят его претензии на кресло столичного мэра. Но, главное, хотя и стало ясно, что Кличко намерен бороться всерьез, это никак не лишало Омельченко статуса почти победившего кандидата.
Скандал с "Элитой-Центр" все резко изменил. Омельченко, хотя и считался всеми кандидатом номер один, новым мм, что называется, без пяти минут, никогда не пользовался всеобщей любовью киевлян. Ему отдавали должное как мэру-хозяйственнику, голосовали "за", когда у него не было реальных соперников, как в 2002 году, и даже дружно и с удовольствием поддержали, когда в 1999 году в Киеве захотел править Григорий Суркис. Но, повторим, всеобщего удовлетворения не было. За долгие годы правления Омельченко у киевлян накопилось немало к нему претензий, но все как-то не хватало "критической массы". Может, потому, что многочисленные прегрешения мэра (типа абсолютно безвкусной реконструкции Майдана Независимости) не затрагивали личных карманов гоан, а обильные злоупотребления киевских чиновников не расшатывали личные позиции Омельченко в силу пресыщения информацией о коррупции в стране и столице.
Теперь, похоже, люди взбудоражены всерьез. Характерно, что, не ожидая никаких официальных расследований, киевляне уже твердо уверены: афера не могла состояться без покровительства городских чиновников. Трудно что-либо возразить против данного тезиса, ведь столичная власть в любом случае виновата. Как минимум, в том, что у нее под носом украли почти 80 миллионов долларов. Так что, имел Омельченко "процент" в этом деле, или не имел — уже ничего по сути не меняет. К тому же первый комментарий мэра на скандал был по духу обидно-пренебрежительный для киевлян: "Такова наша нация украинская, потому что она христианская. Живем по таким законам: доверять, верить..." Народ у нас, конечно, христианский и доверчивый, но все же не любит, когда у него воруют его, кровные. И уж очень не любит, когда его, по сути, обзывают "лохом".
Когда за месяц с небольшим до выборов в городе вспыхивает скандал такого рода, предвыборные позиции действующего мэра страдают в любом случае. В этом смысле афера раскрылась как-то чересчур не вовремя для Омельченко. Глупо предполагать, что всё дело с "Элитой-Центр" задумано с целью его дискредитации. Но вот время, когда главе "пирамиды" пришлось бежать с деньгами, вполне могло быть искусственно подогнано к пику предвыборной кампании. Вполне вероятно, что главные на сегодня политические соперники приложили к этому руку. Это, конечно, не более чем предположение, но если считать Кличко главной альтернативой Омельченко, то не стоит забывать, что в возглавляемом боксером блоке "Пора-ПРП" есть немало людей, имеющих огромный опыт работы с информацией, а также — с политической интригой. Говорят, что афера "Элита-Центр" преждевременно лопнула тогда, когда в различных интернетовских "ах" вдруг резко зациркулировали утверждения, что дело это нечистое, вкладчики всполошились, и главный "пирамидчик" вынужден был удариться в бега. Причастен ли блок Кличко к тому, что скандал разразился именно сейчас, или не причастен, очевидно одно: на фоне скандала с "Элитой-Центр" возможный "компромат" на некие не совсем чистые давние бизнес-операции предпринимателя-боксера успеха его распространителям не принесет.
Позиции Омельченко ослабли буквально на глазах, обнаружилась тема, интересная для всех киевлян (для полутора тысяч из них — это еще очень мягко сказано). Эти два фактора неизбежно вызовут в Киеве всплеск предвыборной активности всех не-омельченковцев. Все кандидаты в мэры спешат "застолбить" свою позицию по этому вопросу, и все дружно обвиняют нынешнюю городскую власть, то есть, Омельченко. Почуяв "свежую кровь", встрепенулись БЮТовцы, требуя срочного созыва сессии Киевсовета. Одним словом, киевское предвыборное "болото" забурлило. Чем ответит Омельченко? И есть ли ему чем ответить?
Юрий Сандул, Грани плюс