Что означает: быть депутатом? Как и за какие средства живет народный избранник? И что руководит теми, кто готов перегрызть конту глотку, только для того, чтобы занять заветное место в парламентском ложе? Попробуем разобраться в этом вместе.
Основная наживка для потенциальных депутатов – неприкосновенность, которая открывает бесконечный океан возможностей. В основном, прикрываясь депутатской неприкосновенностью, наши избранники активно лоббируют интересы своего бизнеса. Часто нардепы прикрывают и чужой бизнес. Безусловно – не только за спасибо. Есть еще одна причина того, что все и вся стремятся попасть под купол Верховной Рады, – многочисленные льготы народным депутатам, предусмотренные действующим законодательством Украины.
Начну из заработной платы. Ее размер зависит от выслуги лет, наличия ученой степени и должности в руководстве парламента или парламентском комитете. Если учесть всяческие надбавки, заработная плата народного избранника будет составлять свыше 5 тысяч гривен в месяц. Каждый депутат имеет законное право на ежегодные оздоровительные, сумма которых составляет не мало, не много – 10 тысяч гривен. Получить помощь на оздоровление не занимает много времени и нервов – нардепу нужно лишь написать заявление на имя главы Верховной Рады и в скором времени его, убежденная – и без того не маленький кошелек, пополнится новыми купюрами. Учитывая то, что оздоровительные можно получить без бумажной волокиты, пользуются этой возможностью все: и олигархи, и те, кто совмещает депутатство с креслом высокопоставленного чиновника.
Телефонные переговоры народных депутатов (за исключением мобильной связи - авт.) также оплачиваются государством. Правда есть ограничения – за год депутат должен наговорить не больше трех тысяч гривен. 220 часов на год. Столько же депутат может пользоваться бесплатным транспортом. Практика показывает, что и телефонные и автомобильные льготы, активно используются парламентариями не только в служебных, но и в личных целях. Очередная строка доходов народных избранников – компенсация расходов по исполнению депутатских полномочий (составляет около 60 тысяч гривен в год). Тем не менее самой облюбованной льготой, предусмотренной собственникам мандата, есть право на получение жилья за счет государства.
Примечательно, что даже те защитники интересов своих избирателей, у которых недвижимость разбросана по всему миру, с огромным удовлетворением принимают "квартирную" льготу. Порой смешно наблюдать за тем, как депутаты, которые называют себя людьми самодостаточными или более того, – миллионерами, с нескрываемой жадностью хватают очередную крышу над головой... За последние годы, только руководитель второго по мощности производственного предприятия в Украине (после "Кривостали") ММК им. Ильича, нардеп Владимир Бойко отказался от депутатской недвижимости.
Впрочем, я буду неправ, утверждая, что практически все депутаты расхватывают жилье. Много кто из них пользуется правом обменять жилье на н-ное количество дензнаков. Квартиры же народным избранникам предоставляются в престижных районах столицы. Но – тоже не всем. Рядовому нардепу может попасть жилье в менее престижных районах, таких, например, как Оболонь или Позняки.
Дополняет корзину льгот народного избранника материальная помощь для бывших депутатов, которые не переизбрались в новый парламент и не сумели найти себе работу. На сегодня эта льгота составляет 5 тысяч гривен ежемесячно на протяжении года. А если же на протяжении года неудачный экс-депутат не сможет найти себе рабочего места, помощь в неизменном размере – 5 тысяч будет выплачиваться ему еще 12 месяцев. В дальнейшем эта сумма уменьшается на ину, но выплачивается вплоть до пенсионного возраста. Кстати, о пенсии. Размер депутатской пенсии колеблется от 3,5 к 4-х тысяч гривен в месяц. Кроме того, за парламентскими пенсионерами сохраняется право медицинских и оздоровительных благ плюс возможность пользоваться служебным транспортом.
Право использования этих многочисленных преференций имеют только избранные. Ведь рядовой украинец, пусть даже тот, кто имеет поддержку электората, едва ли пополнит ряды парламентариев. Почему? Ответ простой – для того, чтобы нацепить на лацкан своего пиджака значок народного депутата необходимо иметь деньги. Много. Глава правления Комитета избирателей Украины Игорь Попов утверждает, что место депутата Киевского городского совета на сегодняшний день стоит до 500 тыс. долларов.
"Наиболее дорогим, богатейшим и самым серьезным местным советом в Украине есть Киевский городской совет. Именно поэтому место в этом совете расценивается как самое дорогое. Те партии, к которым обращались знакомые нам бизнесмены, говорили, что для человека, который не имеет никакого отношения к партии, нужно подготовить около 0,5 миллионов долларов для того, чтобы получить место в проходном списке", – сказал он.
Господин Попов прибавил, что для тех людей, которые являются известными и популярными в Киеве, стоимость "проходного места" существенным образом уменьшается.
"Если говорить об областном совете Львова, то там назывались цифры около 100 тыс. долларов. За проходное место в городской совет Львова назывались цифры в 200 тыс. долларов. В городских советах маленьких городов места на выборах на данный момент не продают. Возможно, в дальнейшем, ближе к выборам, ситуация изменится и за места будут рассчитываться "натурой", – отметил глава КВУ.
Чуть раньше Попов заявлял, что проходное место в избирательном списке провластной партии на выборах в Верховную Раду можно приобрести за 2-14 миллиона долларов. За его данными, один киевский чиновник уже приобрел себе и сину два места в списке партии Народный союз "Наша Украина" за 14 миллионов "зеленых".
Попов указал, что для каждого кандидата цена разная: если политик хорошо известен, то ему не придется платить, поскольку он только своим присутствием в списке увеличивает количество приверженцев партии. Платить, и, очевидно, немало, придется тем, кого никто не знает, сказал глава КВУ.
"Это дое, чем прошлые разы, поскольку это последнее время для бизнесменов попасть во власть, выйти на новый уровень. На местных выборах в те же самые советы цена за место в списке сейчас процентов на 30-40 выше, чем цена среднего победителя на местных выборах в 2002 году", – сказал Попов.
"Система из прошлых выборов наработана, есть несколько вариантов. Как правило, риски делят. Скажем, для тех мест, которые являются рискованными, самая удачная рабочая схема – когда эти деньги ложатся куда-то в сейф, и если человек не проходит, ему возвращают за вычитанием 5-10% на расходы кампании. Собственно, у нас есть 6-7 общенациональных лидеров, которые имеют довольно популярный рейтинг в целом по Украине. Все ячейки проводят переговоры сейчас о продаже мест", – прибавил он.
Главе КВУ трудно сказать, кто, сколько берет за место в списке, поскольку "разные люди называют разные цифры".
"Тем не менее, разность в ценах не такая и большая, и в проходной части в разных партиях место сейчас стоит в парламенте от $2 к $7 млн., в зависимости от того, кто платит, когда платит и насколько высоким есть это место. Конечно, Киев – наиболее дорогое место, и именно поэтому места в списках депутатов, которые проходят в Киевгорсовет, довольно дорогие. Цена вопроса начинается от $200-250 тыс. за место и заканчивается порядком $500-600 тыс. Настолько же высоко котируются места в дорогих городах. Это Донецк, это Одесса, Харьков, Днепропетровск", – рассказал Игорь Попов. Тем не менее, по словам Попова, есть партии, которые самые готовы платить политикам и просто известным людям за то, чтобы они вошли в их список. По данным КВУ, малоизвестные партии, планируя свой бюджет, закладывают как минимум $10 тыс. в месяц на расходы каждого из ов первой пятерки списка. Сами же политики информацию о продаже мест в списках официально возражают, хотя в кулуарах охотно называют цену будущего мандата.
Но даже эти неслыханные для нас – простых смертных, суммы, израсходованные на получение депутатского места в парламенте, "отбиваются" на протяжении года. Делается это с помощью лоббирования чьих-то интересов на уровне запросов или даже законопроектов или перехода в другую фракцию. Еще одна возможность хорошенько заработать – продать свой голос во время голосования за определенный (очень нужен кому-то) закон. Кстати: "Уровень коррумпированности и взяточничества в Верховной Раде есть высочайший среди всех центральных уровней власти", – заявляет глава Антикоррупционного комитета "Межа" (АКМ), Тарас Клименко. Он утверждает, что в ходе опрашивания, проведенного Центром социальных экспертиз Института социологии, для АКМ было наиболее важным определение наиболее коррумпированных уровней власти, а также людей, деятельность которых привела к отвесному повышению уровня взяточничества и коррупции в Украине.
Так кто же они? Люди, которые могут разрешить себе недешевое удовлетворение – покупку депутатского счастья? Реальных лидеров, которые только благодаря собственному рейтингу попадаются во ВР, в нашей стране очень и очень мало. В нынешней парламентской кампании за симпатии избирателей борются сразу 45 политических сил. А поведут они в Совет 7709 кандидатов в нардепы. И это с учетом того, что мест в парламенте всего лишь 450.
Центризбирком подытожил и другие ведомости о претендентах на депутатское кресло, и стало окончательное ясно, кто именно рвется во власть. Оказалось, что каждый пятый из нынешних претендентов на мандаты принимал участие в прошлых выборах. Почти четверть кандидатов (1665 человек) так или иначе, связанная с властью. 385 из них – народные депутаты нынешнего состава ВР. Т.е., о "молодой крови" в будущем составе ВР довольно и говорить...
Пятая часть кандидатов в парламент – женщины. Но ярые борцы за ое равенство едва ли этим удовлетворены – из предыдущей избирательной кампании в этом вопросе ничего не изменилось. И к желаемому "50 на 50" в избирательных списках украинских партий еще очень далеко.
Почти каждый третий из кандидатов в депутаты, будь он педагог или даже артист, в графе "род занятий" написал предприниматель. А 589 кандидатов совсем – безработные, и 567 – уже вышли на заслуженный отдых. Одним словом, каждый седьмой среди претендентов на мандаты или пенсионер, или безработный. 90 % процентов нынешних претендентов на парламентские кресла могут похвалиться дипломами о высшем образовании. Наиболее распространенными среди кандидатов в Совет специальностями является инженер, педагог и экономист. А вот в 99 претендентов мандатов совсем нет никакой специальности.
Баллотироваться в парламент, согласно действующему законодательству, можно лишь с 21 года, зато дальше без ограничений. В партийных списках есть двое кандидатов, которым за 80, и один, которому за 90! Молодых людей – в возрасте от 21 до 30 в списках потенциальных нардепов лишь десятая часть. А тех, кому от 41 до 60 лет среди претендентов на депутатские кресла больше ины.
Нынешние парламентские перегоны богаты на "ноу-хау". Например, в текущем году у кандидатов на депутатский значок, новая мода: теперь много известных политиков одновременно баллотируются не только в Совет, но и во все мыслимые и немыслимые органы местного самоуправления. Виной всему, пресловутая депутатская неприкосновенность, которая распространена ныне на депутатов всех уровней. Первыми депутатскую многовекторность использовали социалисты. Например, второй номер списка СПУ Валентина Семенюк, кроме Верховной Рады, баллотируется еще и в Киевский горсовет. А министр МВД Юрий Луценко, которому, как известно, президент запретил принимать участие в выборах в Раду, решил схитрить. Он решил наверстать упущенное, баллотируясь одновременно в органы местного самоуправления двух областей – в Киевский горсовет и Ровенский областной совет.
Тем не менее ами СПУ эпопея с параллельным баллотированием не заканчивается. Аналогичный шаг сделали лидеры сразу двух непроходных партий. "Лидер Трудовой Украины" Валерий Коновалюк возглавил список "трудовиков" в Донецкий областной совет, а глава Партии патриотических сил Украины Александр Зинченко избрал Черновицкий областной совет. Кроме того, Зинченко имеет намерение возглавить список ППСУ на выборах в Киевсовет.
Двойственность украинских политиков, как это не грустно, совсем не противоречит украинскому избирательному законодательству. Согласно п.5 статье 33 Закона о местных выборах: "Одна и та же лицо может одновременно баллотироваться кандидатом на должность соответственно сельского, поселкового или городского главы, кандидатом в депутати АРК и кандидатом в депутати других местных Советов". Возможность же баллотироваться одновременно в местные советы и в Верховную Раду специально в законодательстве не обусловливается, что создает дополнительную лазейку для маневра. Ведь согласно части 1 статье 19 Конституции Украины, все граждане действуют по принципу "разрешено все, что не запрещено". Существует решение Конституционного Суда, согласно которому реализовывать полученный представительный мандат гражданин может только в одном из органов, куда он избирался или на должность сельского, поселкового или городского главы. Т.е., в ситуации, когда кандидат получает сразу несколько депутатских мандатов, он обязан выбрать только один из них.
Наталия Косенко, Интернет Репортер