На прошлой неделе спикер Владимир Литвин задался вопросом о целесообразности существования пропорциональной избирательной системы. Тезис подхватили. Партии потихоньку стали сознаваться в том, что из-за недоразвитости региональных сетей испытывают серьезные сложности с формированием списков.
Еще летом председатель ЦИК Ярослав Давидович сетовал на технические проблемы, связанные с введением «пропорционалки». Представьте себе список для голосования, в котором указаны полные названия и первые пятерки 45 партий и блоков! Если в 2002 г., когда бюллетень включал названия 33 субъектов, принимавших участие в выборах, его длина составляла 67 см, то в этом он будет не короче 80 см. Трудности с печатью таких «простыней» и обработкой данных «неформатных» бюллетеней неизбежны. «Придется применять новые технологии печати. Изготовление бюллетеней займет времени больше, чем обычно,- посетовал г-н Давидович, добавив,- представьте себе избирателя, которому придется работать с такой «простыней». Поэтому серьезно повезет тем партиям и блокам, которым во время проведения «слепой жеребьевки» в ЦИК достанутся первые номера в списке.
По словам директора Института глобальных стратегий Вадима Карасева, на выборы придет около трети неопределившихся и колеблющихся избирателей. Большинство из них вряд ли дочитает «рулон» до конца, поставив «галочку» напротив первой «опознанной» и более или менее симпатичной партии (или блока). Председатель правления Комитета избирателей Украины Игорь Попов предостерегает: у голосующих возникнут серьезные проблемы выбора, связанные с различием в восприятии партии и ее кандидатов: «К примеру, мне нравится партия Х, но на местном уровне ее представляет кандидат, которому я не хочу отдавать голос». По его мнению, предложенная модель избирательной системы вообще является нежизнеспособной. Еще и потому, что из украинских партий развитый сетевой ресурс имеют единицы. Избирательные списки просто некем укомплектовывать. Даже парламентские, не то что в местные советы. Оттого и попадает туда преогромное количество «левых» людей. Многие отправятся во власть за неприкосновенностью, которую с этого года получают депутаты всех уровней. Уже бушуют скандалы по поводу включения в список криминальных личностей, которыми все обещает заняться министр внутренних дел Юрий Луценко. На днях он заявил, что намерен выяснить у представителей блока Наталии Витренко, каким образом в списки попали находящиеся в международном розыске экс-начальники управлений МВД в Закарпатской и Львовской областях Василий Варцаба и Олег Сало.
Едва ли не единственную положительную сторону «пропорционалки» президент Центра социальных исследований «София» Андрей Ермолаев усматривает в том, что она стимулирует идеологическое структурирование общества. Поэтому, по его мнению, от нее нельзя отказываться. А вот подкорректировать пропорциональную систему, введенную под давлением лобби крупных партий в порыве «политического изма», стоит. Г-н Ермолаев уверен, что после парламентских выборов политические силы договорятся о переходе к так называемой скрытой мажоритарке. Ее суть состоит в том, что представители партий «привязываются» к определенному округу, в котором проводится рейтинговое голосование. На основе его результатов уже после выборов и распределяются места в избирательном списке. Пока же на качество списков могут реально влиять только сами партии. Не менее чем за 15 дней до выборов они могут отозвать своего кандидата. Теоретически есть рычаги и у ЦИК - она может отказать в регистрации кандидата, если у партлидеров хватило ума включить в список человека, имеющего непогашенную судимость.
Наталья Бабанина, Экономические известия