Проблеме "помаранчевой" коалиции некоторые политики, журналисты и клипмейкеры придают такое значение, что у неискушенных могут возникнуть опасения немедленного наступления конца света, ежели таковая коалиция по каким-то причинам не состоится.
Пафос некоторых заявлений и публикаций — типа "Вперед, люди Запада! Час решительной битвы настал!" — вызывает ассоциации с "Властелином колец" в его голливудской транскрипции. Сравнение тем более уместно — и комично! — что многие в потенциальной "помаранчевой" команде тоже рады отождествлять себя с "людьми Запада". Им, естественно, противостоят сплошные уродливые орки, пещерные тролли и прочие подения подземного царства Мории во главе с Глубинным Ужасом, по поводу которого специалисты по кастингу спорят: то ли доверить эту роль Виктору Януковичу, то ли — Ринату Ахметову... Противостоят же им, как легко доться, сплошные эльфы во главе с владычицей Галадриэль. Роднит два сюжета также и нарочитая примитивизация основного конфликта, характерная как для голливудских блокбастеров, так и для любой предвыборной кампании, тем более судьбоносной — а других у нас с 1990 года и не было.
После коррупционного скандала, не получившего никакого, напомним, судебного подтверждения и отставки правительства движение двух основных персонажей "помаранчевой" революции проходило исключительно по расходящимся векторам. Главный мессидж, с которым Юлия Владимировна обращается к народу — о Президенте говорить более нечего. Точнее, говорим либо хорошо, либо ничего, поскольку его власть теперь примерно равна полномочиям начальника Киевглавархитектуры. Вы его избрали год назад — и молодцы. А теперь надо всем нам думать об избрании премьера. Народного, разумеется. В подтексте — слова Гарри Трумэна в избирательную кампанию 1948 года: "Если вы не проголосуете за меня, то вы будете еще большими идиотами, чем я о вас думаю". Трумэн не побоялся сказать эти словам американцам в лицо — и был вознагражден победой. У Тимошенко эта фраза — "в уме", но это не значит, что ее не слышно. То, что она "по умолчанию" даст такой же эффект, не факт.
Заключение газовых соглашений стало спусковым крючком, нажатие на который позволило выплеснуться наружу всему, что лидеры БЮТ и НСНУ копили не месяцы — годы. Для БЮТ, похоже, к этому следует добавить нешуточное раздражение по поводу окончательно рухнувших — причем, уже надолго — надежд снова поучаствовать в распределении доходов от поставок и транзита газа. К тому же, сама возможность попиариться на критике новых соглашений, которые в любом случае хуже существовавших ранее, казалась такой легкой и беспроышной, что Юлии Владимировне явно изменило политическое чутье. Как и предполагалось, искушение завалить правительство, которому она не смогла воспротивиться, стало для Тимошенко роковым. Сказавши "а", пришлось говорить "б". Поэтому Тимошенко, отдавая в парламенте голоса своей фракцией (весь январь!) в одном "пуле" с антипрезидентскими силами, подарила своим оппонентам из "Нашей Украины" не только обидную аббревиатуру "ТЛЯ" (блок Тимошенко-Литвин-Янукович). Что гораздо для нее страшнее, она в результате таких действий получила в глазах большого числа своих сторонников клеймо "зрадниці" — или отступницы, что звучит политически корректнее, но не меняет сути. Если оперировать бессмертными образами "Трех мушкетеров", эта незримая лилия появилась на левом плече нашей миледи не в результате мифических происков Бэкингема. Нынешних ее поклонников, как и поклонников настоящей миледи, можно отнести к двум категориям. "Атосы" видели своими глазами и в прямом эфире как само клеймо, так и обстоятельства, при которых оно возникло, поэтому их вера поколеблена всерьез. Но их, способных мыслить критически, к счастью для Тимошенко, не так уж и много. Поэтому наша миледи во всех своих нынешних поездках обращается ко второй части своих поклонников — а именно к "фельтонам", то есть, верящим слепо и готовым сунуть перо в бок каждому, кто посмел обидеть их госпожу. Тем не менее, уход "атосов" — серьезный, если не решающий удар по надеждам Тимошенко не просто выать парламентские выборы, но выать с большим отрывом, безоговорочно, реально "умыть" всех своих презираемых союзников-соперников.
Избавиться от "клейма" Тимошенко может только одним образом — если сумеет доказать своим сегодняшним и тем более вчерашним симпатикам, что она не на словах, а на деле выступает за единство "помаранчевой" команды, причем, что особенно важно, "без аннексий и контрибуций", то есть, безо всяких предварительных условий. Есть серьезные основания полагать, что одно только информационное сообщение о начале переговоров по созданию коалиции приостановит падение рейтинга БЮТ. Сложность задачи, которая стоит перед Юлией Владимировной, состоит в том, что подобная коалиция для нее имеет только один смысл — если после ее победы Тимошенко гарантированно вернет себе место премьера. Никакая другая должность — в том числе и спикерская — ее не устраивает. Решить эту коллизию, по мысли бютовских аналитиков возможно, если удастся зафиксировать в соглашении тезис о том, что пост премьера достается политической силе, за которую отдано больше голосов избирателей — типа европейский такой принцип. "Европринцип" (как "еврочерепица" или "евроремонт"). После этого, говорят аналитики, "при вашей красоте и нашем уме" дело можно будет считать решенным.
Но этого недостаточно, поскольку все равно не гарантирует вожделенного поста директора страны — если по итогам выборов в Раде возникнет другое большинство, без БЮТ. Кошмарный сон Юлии Владимировны — создание в новой Верховной Раде большинства НСНУ и "регионов", которое задвигает ее в оппозицию навсегда. Поэтому задача Тимошенко — не просто создать "помаранчевую" коалицию, но и связать партнеров обязательством не принимать участия в будущем парламенте ни в каких других конфигурациях. Может, для того, чтобы самой не оказаться заподозренной в подобных намерениях — в первую очередь своим же непримиримым электоратом — сама она предпринимает достаточно серьезные шаги для того, чтобы создать ощущение системной вражды с "регионами" типа предложения снять с регистрации кандидатов-сепаратистов во главе с тем же Януковичем. При этом можно предположить, что с реальным хозяином будущей фракции Ринатом Ахметовым Тимошенко сохраняет не просто рабочие отношения, но и поле для интенсивных консультаций и маневров.
Естественным соратником БЮТ в вопросе создания коалиций является всяческий помаранчевый маргинес типа "Поры-ПРП" или УНП Костенко-Плюща. Невзирая на абсолютную весовую категорию Виталия Кличко, пока не заметно, чтобы его штандарт, поднятый над штабом "Поры", привлек большое число сторонников. Поэтому неудивительно, что именно "Пора" выступила застрельщиком коалиции на новых условиях и в процессе ее создания стремится держать марку чуть ли не отца-основателя — сообщает, например, о каких-то решениях, принятых "Нашей Украиной", как будто у той нет собственного пресс-секретаря.
А вот кто в нынешней ситуации гораздо меньше заинтересован в коалиции с Тимошенко со всем вышеупомянутым прицепом, так это НСНУ. Правительство спокойной работой, без истерики и надрыва, демонстрирует, что личная харизма более годится для создания кризисов, чем для их разрешения. Более чем своевременное, как раз перед холодами, заключение газового соглашения, позволило подавляющему большинству украинцев не почувствовать аномальных морозов на собственной шкуре в прямом смысле этого слова. Подтверждением тому — не резкий, но уверенный рост рейтинга НСНУ. Не следует забывать, что за "партию власти" будут отданы голоса тех, кто всегда за власть. Недавние заявления Януковича об "абсолютно нормальном диалоге", который постоянно происходит у Партии регионов с "достаточно конструктивными политическими силами" в "помаранчевом" лагере — лишнее свидетельство тому, что Тимошенко есть о чем беспокоиться. Естественно, НСНУ предпринял попытку объехать Юлию Владимировну на хромой козе, предложив вариант коалиции с заранее расписанными постами в будущем правительстве. Но, как и следовало ожидать, идея поделить должности неубитого Кабмина не вызвала восторга не только у БЮТ, но и других потенциальных участников коалиции.
По имеющейся у редакции информации, в последнее время ужесточился нажим на Тимошенко и с внешней стороны, можно даже сказать, что из другого полушария. Якобы на нее оказывается давление с требованием во имя единства демократических сил на выборах отказаться от чрезмерной настойчивости в своих премьерских амбициях. Параллельно какие-то рекомендации доводятся и до сведения других потенциальных участников "помаранчевой" коалиции. Давно известны и сила убеждения некоторых обитателей некоторых стран другого полушария, и неспособность любого руководства Украины аргументировано этим убеждениям возражать. Поэтому, в конечном счете, "помаранчевая" коалиция может все-таки и возникнуть. Однако подобное — отчасти насильственно возникшее образование — вряд ли будет устойчивым. Теоретически можно карандаш и на остриё торчком поставить, но долго ли он так простоит?
Если Тимошенко обойдет по итогам выборов своего "ближайшего" и "вернейшего" партнера по будущей коалиции — НСНУ — более чем на пять процентов, что-то противопоставить ее претензиям на главный кабинет на Грушевского будет очень непросто. Сама-то она надеется, что ее отрыв от партнеров составит не менее 10 процентов. Однако, по крайней мере, сейчас, представляется гораздо более вероятным, что их результаты будут примерно равны. В этой ситуации гораздо более привлекательные возможности могут открыться перед другими партнерами по коалиции, которые пока не торопятся на авансцену, например, СПУ. И дело не только в том, что они смогут увеличить свое присутствие в будущем Кабмине. Позиция социалистов может оказаться решающей в распределении всех, в том числе и самых главных постов.
Дело за мелочами — создать коалицию и таки выать выборы.
Сер Воронин, Грани плюс
«Обсудить на е Силы Народа»