26 марта 2006 года каждый ый гражданин Украины, который посчитает своим долгом принять участие в выборах, получит из рук ов избирательной комиссии длинную колбасину-бюллетень и войдет в кабинку для голосования. Здесь и состоится главное таинство. Пробежав взглядом бесконечный список участников выборной гонки, избиратель возьмет в руки привязанную цепью к столику ручку стоимостью 30 копеек и занесет ее, как карающий меч, чтобы поставить заветные для партий-участниц «плюсик» или «галочку» в выбранном месте.
Интересно было бы прикрепить к мозгу и другим подходящим частям тела этого человека какой-нибудь датчик и проследить: что он чувствует в этот момент? Чаще ли бьется сердце? Появляется ли испарина на лбу? Всплывают ли перед ним образы тех, чьи имена внесены в избирательный бюллетень? Какие ассоциации эти люди вызывают?
Беремся утверждать, что избиратель все равно ошибется, как бы он ни проголосовал. Обманется, потому что все персонажи сегодняшней украинской политической сцены – это совсем не то, что мы о них думаем. Мы будем избирать не людей, а образы, фантомы, созданные умелыми и знающими (или неумелыми и бестолковыми) людьми, число которых ныне – легион, и которые по-умному называются политтехнологами.
Они, эти умельцы, конструируют по крупицам нужный образ из того человеческого материала, который им дали в работу. Это они способны умного и работящего сделать в глазах избирателей неумехой и скандалистом, а заведомого мерзавца, на котором, как говорится, «клеймо негде ставить», представить пай-мальчиком и образцом для подражания. По сути - кукловоды, дергающие в нужный момент своих подопечных за веревочки и помогающие им переставлять ноги в нужном направлении и ритме.
Кстати говоря, немало преуспевшие в своем ремесле, населившие наш политический театр в соответствии с законами жанра Котами Базилио и Лисами Алисами, Мальвинами и Арлекинами, Бармалеями и Докторами Айболитами. Вот из них-то и будем выбирать.
Что же придумают они перед выборами? Рискнем спрогнозировать.
Использование СМИ
«Из всех искусств для нас важнейшим является кино». Помните? Все правильно, выходит, действительно является. Правда, теперь в виде ящика (варианты – доски, панели, стены). Самое эффективное из средств промывания мозгов. Партии – участницы будут использовать любой информационный повод, чтобы «засветиться», заявить о себе, вбить в голову избирателя: «Мы, мы, только мы…». Надо отдать должное, нынешняя власть предоставляет массу поводов всем желающим. Тут тебе и газ, и новые данные о судимостях, и купание в проруби начальственным скопом, и холода, и оттепели. А календарь знаменательных дат – кладезь! «День соборности», курбан-байрам, день Парижской коммуны, 8 Марта, Татьянин день, День Советской Армии. Представляете, какая красота - каждый день какой-то День! И так до упора!
Лидер бренда
Первостепенное внимание все политические силы будут и дальше уделять прорисовыванию светлого лика своего лидера. Внимание избирателя будет все больше концентрироваться только на ИМЕНИ, партия – в тени. Это беспроышный ход. Большинство приверженцев именных блоков не имеют (и часто не хотят иметь) никакого представления о программе и составе ИМЕННОЙ политической силы. Им нравится лидер, и все тут! Удачнее всего эту технологию применяют пока БЮТ и регионалы. НСНУ только косвенно намекает на присутствие в партии «духа» Виктора Ющенко.
И смех, и слезы
Как показал опыт президентских выборов 2004 года, широкое использование юмористических материалов заставляет избирателя если не сразу встать на сторону юмористов, то искоса смотреть на высмеиваемого: а вдруг правда? Все помнят взлет «синих воробьев» на майдане, «веселі яйця», анекдоты, шаржи – дружеские и мягко говоря, не очень. Конечно, и в ходе этой избирательной компании мастера сатиры и юмора будут очень востребованы. Мы еще услышим подробности частной жизни «звезд» от политики, запомним речевки, частушки, анекдоты на любой вкус.
Черный пиар
Партии уже начали всевозможными способами обливать одна другую грязью, доказывая, в пику оппоненту, свою чистоту, порядочность и верность Украине. Но еще рано. Тут нельзя спешить. Если сейчас активно сливать компромат, могут забыть, защитная реакция сработает. А вот непосредственно перед выборами… Пишем эти строки, а перед глазами – избирательные штабы, где у некоторых уже слюнки текут, иные руки потирают, готовясь обрушить на нас мегатонны грязи.
Новый Майдан
Будет, будет, не сомневайтесь! Уже готовится, причем, думаем, не первый день. Технология отработана. Цели ясны, задачи определены. За работу, товарищи! Ведь уже понятно, кто победит, примерно ясно, кто может сформировать правящую коалицию, которая вполне сможет создать большинство, пусть и не конституционное. Как же можно не использовать момент, еще раз не «майдануться»? А что? Давайте посчитаем: из областей (сами дойтесь, каких) по несколько десятков автобусов приедет? Приедет. Это уже тысяч 25. Киевляне на Майдане соберутся? Соберутся, как пить дать. Это еще тысяч 100-150. Молодежь придет? Придет. Как раз в школах каникулы, да и март, уже тепло, даже палатки утеплять не надо. За деньгами остановки не будет. Друзья заокеанские помогут, опять же Борис Абрамович еще в соку, местного разлива олигархи постараются.
Итак, прогнозируем, желающие потом смогут проверить: увидим в конце марта на Крещатике до полумиллиона человек. Энтузиазма такого, как год назад, конечно, не будет, но если можно попробовать – чего отказываться попугать кого следует? А вдруг?
Конечно, перечисленное – далеко не вся палитра политтехнологических задумок, припасенных загодя. Народ у нас талантливый, как говорится, долго запрягает, да быстро ездит. Поживем – увидим.
Андрей Киреев
ELCOMART Выборы 2006
«Обсудить на е Силы Народа»