Тимошенко и Ющенко продолжают спорить. Похоже, по отставке Еханурова, газовым соглашениям и посредничестве РОСУКРЭНЕРГО» им договориться не удасться...
В конце прошлой неделе Виктор Андреевич и Юлия Владимировна не отказали себе в удовольствии ых выступлений. Так, Тимошенко побывала на чат-конференции «Украинской правды» и в прямом эфире ТРК «Киев». Президент же дал интервью четырем украинским телеканалам и выступил с традиционным радиообращением. Интересно, что из этой дискуссии напрочь выпал №1 «Нашей Украины» и почти премьер Юрий Ехануров.
Итак, из-за чего сорятся Ющенко и Тимошенко:
Политреформа
Виктор Ющенко: Я вынесу на всенародный референдум вопрос о конституционной реформе, встушей в силу с 1 января и расширившей полномочия парламента. Большинство украинцев даже не знает, что из себя представляют внесенные в Конституцию изменения.
Юлия Тимошенко: Я была, есть и буду последовательным противником политреформы. Фракция, которую я возглавляю, была единственной, кто голосовал против политреформы за несколько дней до объявления Ющенко президентом. В то же время Тимошенко неоднократно повторяла, что нынешние выборы - выборы премьера, а значит плодами политреформы Юля совсем не прочь воспользоваться.
Газовое соглашение с Россией
Виктор Ющенко: На самом деле речь не шла о газе. Мы стояли перед угрозой потерять суверенитет. Наши отношения с РФ в газовом вопросе стали более прогнозированными, рациональными и экономически обоснованными.
Юлия Тимошенко: Газовое соглашение - это далеко не вопрос цены на газ. Это вопрос независимости Украины, достоинства Украины, благосостояния Украины, национальной безопасности Украины, коррупции в Украине, профессиональности власти в Украине. И если для вас, как и для меня, это не пустой звук - то кто всем нам дал право прощать такие поступки? В любой стране мира такое решение правительства было бы просто невозможным. Или из-за него отправили бы на гильотину.
Отставка правительства Еханурова
Виктор Ющенко: Решение Верховной Рады отправить правительство в отставку некорректно, незаконно и не государственно. В Украине работает полноценное правительство во главе с премьер-министром Юрием Ехануровым. Это правительство будет исполнять свои полномочия до формирования нового Кабинета Министров после парламентских выборов. Ни о каких «и.о.» не может быть и речи.
Юлия Тимошенко: Если бы правительство Еханурова подписало газовый договор даже за день до парламентских выборов, наша фракция все равно б голосовала за отставку
Компания «РосУкрэнерго»
Виктор Ющенко: Мне говорили о 4-х персонах, которые стоят за этой компанией. Я попросил, чтобы это было сказано о и с доказательствами. Почти год этого не делается. Давайте не формировать байки. Эта мысль была запущена для того, чтобы завести ту структуру, которая тебя интересует. Но сначала надо скомпрометировать то, что есть. Думаю, за этой структурой стоит «Газпром». Если кто-то думает, что им можно руководить через подставных лиц, думаю, это большая ошибка.
Юлия Тимошенко: Президент полностью в информации о том, что из себя представляет «РосУкрЭнерго», точно знает, как там делятся доли. И если президент адекватно на это не реагирует, то он рано или поздно может оказаться «в деле».
Вопрос по существу: Кто кого переговорил?
Радиобращение Ющенко точь-в-точь повторяло телеинтервью, разве что глава государства призвал экономить тепло и внес рационализаторское предложение - обкладывать хаты соломой. Впрочем, главная дискуссия касалась отнюдь не соломы, а «Росукрэнерго» - компании, которая отвечает за то, чтобы следующие 5 лет украинцы были с газом. Интерес к компании подогревается еще и тем, что НАК «Нафтогаз Украины» обратился к «Райффайзенбанку» с предложением выкупить ину акций компании «РосУкрЭнерго». Пока утвердительного ответа «Нафтогаз» так и не получил. Председатель компании Алексей Ивченко пообещал продолжить переговоры, отметив, что общее предприятие, которое создают «Нафтогаз» и «РосУкрЭнерго», на 50% обеспечит украинские интересы.
Напомним, что документы о создании компании «РосУкрЭнерго» подписали в июле 2004 года. До этого туркменский газ на территорию Украины помогала транспортировать венгерская компания Eural TG - к ее созданию непосредственное отношение имел небезызвестный Игорь Бакай. Еще раньше газ до украинских границ доводила «Итера» - к ней имела отношение и сама Тимошенко. Равные доли в компании поделили «Газпромбанк» и 100-процентная дочерняя структура, якобы, Raiffaisen под одноименным названием Raiffaiseninvest AG. Первая часть названия указывает на связь с солидным австрийским банком. По слухам, к созданию дочерней структуры Raiffeisenbank, которая выступила учредителем «РосУкрЭнерго» с австрийской стороны, приложил усилия нынешний председатель правления «Газпромбанка» Андрей Акимов, имеющий долговременные деловые связи в Австрии.
Впрочем, финансисты отказываются от комментариев, но и в суд на швейцарских «райфайзеновцев» тоже не подают. Несколько недель назад глава МВД Юрий Луценко доложил правительству, что компания Reiffeisen Investment AG не имеет никакого отношения к одному из крупнейших в мире банков - австрийскому Reiffeisen Bank AG. Компания наживку Луценко заглотнула и тут же устами своего вице-президента Вольфганга Патчека открыто заявила, что заявление министра - не более, чем попытка давления украинского руководства с целью выкупить акции.
Пока дискуссии вокруг посредников ведет Юлия Владимировна. Газовая принцесса, которая сколотила капитал на газовых схемах и посредничестве, кухню «купи-продай углеводород и заработай миллиард» знает изнутри. Виктор Андреевич вряд ли обладает столь скрупулезным представлением об этих самых схемах.
Но и он понимает, что «Газпром» так просто неотпустил бы Украину с крючка. Во-первых, это ежегодно более $2 млрд. доходов. Во-вторых, компания также управляет и наиболее эффективными газодобывающими компаниями России - а недрами Москва с Киевом вряд ли поделится. Наконец, контроль над газовыми посредниками - тактика работы ОАО «Газпром» на рынках Литвы и Германии, где орудует «Вингаз», 65% которой принадлежит немцам, а 35% самому «Газпрому». Это позволяет монополисту управлять огромными теневыми средствами. Кроме того, официальный Кремль выводится из-под прямого удара - если что, пеняйте на посредников, с которых спрос невелик. Наверняка шаткость этого положения одинаково понимают и Юлия Владимировна, и Виктор Андреевич. Просто первая находится в более удобной позиции критика, а второй - на главном государственном посту, с обязанностью обеспечить «маленьких украинцев» не только соломой, но и газом. И выходов из этой ситуации только два: или покупать легально газ по $250, или идти на сотрудничество с малопонятными личностями и максимально оттянуть переход на солому. Пока президент выбирает второе.
«Газпром» с большой дороги
Насмотревшись на газовую войну между Россией и Украиной, свои газовые фронты открыли другие страны, пострадавшие от газпромовского шантажа.
Болгария отказалась от предложения «Газпрома» повысить цену на газ, попеняв на договор до 2010 года. По газовому контракту Болгария платит $258 за тысячу кубометров, по транзитному - $83. В среднем на внутреннем рынке получается $183 за тысячу кубометров. Отказывается, платить больше и Турция. Она и так платит $260 за тысячу кубометров, и считает повышение до $273 неоправданным, а также грозится Стокгольмским судом.
Еще более яркий пример «сотрудничества» с «Газпромом» - Молдова, которой газовый монополист повышает цену в два раза - с $80 до $160. И это при том, что уже три года молдаване на 100% оплачивают деньгами текущее потребление газа. А в свое время страна сдала свои трубопроводы «Газпрому», создав совместное предприятие «Молдова-газ», где российской стороне принадлежит контрольный пакет. На «Газпром» здесь вообще боялись дышать: ни взимания НДС и экологических сборов, ни платы за аренду земли под газопроводами, измерительными и компрессорными пунктами! Как сказал молдовский премьер Тарлев, «то, чего «Газпром» с таким трудом добивается от других, в Молдове уже реализовано и пока работало к обоюдной выгоде». И что, помогло?
Елена Хорольськая, Газета по-киевски
«Обсудить на е Силы Народа»