«Трибуна» продолжает обозрение предвыборных программ партий и блоков. Из всех концепций, синтезированных лучшими партийными умами, удобнее всего анализировать программу блока «Наша Украина». Хотя бы потому, что она поддается сравнению больше, чем все остальные программы.
Не просто программа
Например, программу можно (и нужно) сравнить с предвыборной программой кандидата в президенты Виктора Андреевича Ющенко. Понятно, что со вступлением в силу изменений в Конституцию (принятых, напомним, несколько позже, чем была написана предвыборная программа Ющенко), у президента возникают определенные сложности с реализацией его программы. Конечно, законодательная инициатива у главы государства остается, но для поддержки этой инициативы президенту необходимо крепкое плечо в парламенте, коим и должна, по идее, стать «Наша Украина». Потому любопытно узнать, что из программы Ющенко «нашеукраинцы» не постеснялись ввести в собственный документ. И какие обещания своего почетного главы посчитали малозначительными.
Также программу можно сравнить с предвыборной программой «разлива» 2002 года. Таким образом можно узнать, какие из обещаний народу «нашеукраинцы» не выполнили, отодвинув их реализацию еще на пять лет. Кроме того, программу НУ можно сравнить с программой БЮТ, выяснив, какие идеологические и программные различия поссорили «оранжевых». И еще с программой блока «Не так!» - дабы уяснить, что «не так» делают и планируют ющенковцы.
Программа «НУ» интересна еще и тем, что в ее создании приняли непосредственное участие ряд действующих высокопоставленных чиновников. Ментальность же украинского чиновника не позволяет ему широко обещать то, что в принципе не может быть выполнено (этим чиновник отличается от депутата). То есть в программе «НУ» мы имеем какой-то шанс отыскать следы самоцензуры власти - в виде «обтекаемости» особо нереальных обещаний.
Еще полгода назад «Трибуна» написала бы, что программа «НУ» интересна также тем, что имеет значительные шансы на реализацию - ввиду значительного рейтинга ее носителя. Но сегодня шансы «Нашей Украины» на парламентских выборах стремятся к трехпроцентному барьеру, стремительно увлекая за собой и шансы «НУ» выполнить обещанное народу. Впрочем, поскольку «Наша Украина» в любом случае будет присутствовать в парламенте, исключать хотя бы частичное выполнение программы нельзя.
«Так» вам!
Разумеется, программа начинается с перечисления всего того хорошего, что сделала новая власть за неполный год своего существования. «Нашеукраинцы» вспомнили сокращение срока службы в армии и повышение помощи при дении ребенка. Не забыли увеличение зарплат и пенсий и, конечно, «Кривосталь». На «отчет о проделанном» ющенковцы места не пожалели: он занял больше одной пятой части программы.
После жизнеутверждающего вступления следуют, собственно, обещания. Эту - основную часть документа - не сравнить в программой кандидата в президенты Ющенко уже никак нельзя. Начнем с того, что, как и программа Ющенко, программа «НУ» логически делится на 10 пунктов. Правда, «нашеукраинцы» зачем-то объединили первые два («Экономике - стабильное развитие! Гражданам - благосостояние!»). Наверное для того, чтобы программа была не совсем уж похожа на «10 шагов» Ющенко. Но в целом в документах очень много общего.
Что не доделали отцы
Начинаются обещания «нашеукраинцев» с до боли знакомых «5 миллионов рабочих мест». Правда, в отличие от президента, блок уделил проблеме значительно меньше внимания - всего одно предложение, тогда как Ющенко посвятил этому вопросу целый программный блок. Плюс издал предвыборный «указ» под №4 («О критериях оценки деятельности руководителей местных государственных администраций»), пообещав, что тот вступит в силу сразу же после избрания Ющенко президентом. Надо полагать, столь мало внимания «НУ» уделила борьбе с безработицей исключительно из нежелания переходить дорогу президенту: указ в силу так и не вступил, а над «критериями деятельности» как раз сейчас в поте лица работает группа чиновников из СП.
При внимательном чтении программы любопытный читатель сможет обнаружить в ней и рудименты межпартийной демократии. Например, в той же первой части «нашеукраинцы» обещают, что в недалеком будущем малый и средний бизнес будут давать в Украине 40% ВВП. Дело в том, 40% ВВП от малого и среднего бизнеса являются идефикс секретаря СНБОУ и, параллельно, второго номера «НУ» Анатолия Кинаха. О заветных 40 процентах он говорил, пребывая еще в должности вице-премьера правительства Тимошенко, но, как говорится, не сложилось. Потому, видимо, Анатолий Кириллович, отодвинутый от рычагов управления экономикой, и вписал этот в пункт в программу блока. Правда, относительно его выполнения существуют громаднейшие сомнения. Сегодня малый и средний бизнес в совокупности не дотягивает до 10% ВВП. А будущий парламент гарантированно будет парламентом большого бизнеса, что сделает априори невозможным столь качественный скачок «малышей». Зато межпартийная демократия в блоке - налицо.
Чуть более реалистично обещание увеличить за пять лет производительность труда в 2,5 раза и за два года - среднюю зарплату, также в 2,5 раза. Правда, за последний год (ноябрь 2004-ноябрь 2005 года) упомянутая зарплата увеличилась только на треть. Однако инфляционные процессы, запущенные с подачи оранжевого правительства Тимошенко, и связанная с этим латентная эмиссия внушают надежду. Смущает, правда, обещание «НУ» держать стабильными цены: это несколько усложняет механизм выполнения обещаний за счет эмиссии.
В целом программа «НУ» в плане «доходной части» ни на йоту не отличается от программ других партий и блоков: коль уж политики обещают повысить пенсии, зарплаты и т.д., они скромно умалчивают, откуда планируется взять на все это средства. Впрочем, в программе «нашеукраинцев» хотя бы отсутствуют системные противоречия а-ля «разгоним инвесторов, возродим экономику!» Зато она изобилует другим - обещаниями, выполнение которых гарантированно получит народ в любом случае, проголосует он за «НУ» или нет.
На тебе, Боже...
Откровенно схитрила «Наша Украина», обещая минимальные пенсии больше питочного минимума. Как раз в этом пункте чувствуется рука чиновника, дающего народу с «барского плеча» то, что народ и так должен получить. Дело в том, что согласно бюджету на нынешний год, минимальная пенсия уже в октябре сравнится с питочным минимумом для нетрудоспособных (366 гривен). Логично предположить, что уже следующим шагом парламента (бюджет-2007) должно будет стать превышение пенсии над минимумом. Особых усилий и средств для этого вряд ли понадобится - если бюджет осилил паритет минимумов, осилит и небольшое опережение пенсии.
То же можно сказать и об обещании «вступить» Украину в ВТО в 2006 году. Вопрос о вступлении, если вспомнить, практически был решен еще в конце минувшего года. Остались какие-то мелочи: пара-тройка законов, которые нужно принять, пара-тройка межгосударственных соглашений, которые нужно подписать. В общем, обещание вполне выполнимое.
Что вызывает недоумение, так это блок обещаний в сфере образования. Во-первых, в отличие от программы Ющенко, в программе блока нет ни слова о восстановлении 10-летнего срока обучения в средней школе с 5-балльной системой оценки знаний. Что вызывает различные подозрения (усугубленные бездействием в данном направлении президента): уж не отказался ли Ющенко от этой затеи вообще? Во-вторых, единственное конкретное обещание «НУ» в этом блоке - ввести в стране тестирование при вступлении в вузы. Что, как известно, усилиями министра Николаенко уже почти свершившийся факт.
Из «изюминок» здесь можно выделить обещание «НУ» сделать учителя «основой среднего класса». При этом непонятно, что именно «нашеукраинцы имеют в виду. Если повышение зарплаты учителя до того уровня, когда он сможет позволить себе вкладывать лишние средства в акции (одно из определений среднего класса), то для этого в программе не хватает пункта о развитии фондового рынка в Украине.
«НУ» и креатив
По уровню конкретности программа-2006 «Нашей Украины» выгодно отличается от программы «НУ»-2002, но значительно проывает программе Виктора Ющенко. Например, в программе-2002 блока Виктора Ющенко «Наша Украина» «Трибуна» не обнаружила НИ ОДНОЙ конкретной цифры. В программе-2006 цифр, к которым сможет прицепиться назойливый избиратель, - до десятка. Программа же Виктора Ющенко цифрами просто пестрит.
Значительно проывает программа «НУ» программе Ющенко и в креативности. Разумеется, переплюнуть Виктора Андреевича соратникам было затруднительно. Однако попробовать сгенерировать хотя бы пару-тройку симпатичных идей все же стоило. Однако избиратели не видят в программе «НУ» не то что обещания ликвидировать налоговую милицию или же обязать каждого чиновника подписать Кодекс чести. Нет даже такого пустяка, как обещание заставить олигархов исправно платить налоги.
В общем, если допустить что программы кандидата в президенты Ющенко и блока «Наша Украина» генерировались одними и теми же людьми (что весьма вероятно), налицо кризис жанра.
Виталий Рябошапка, Трибуна
«Обсудить на е Силы Народа»