Как известно, вчера Верховная Рада 250 голосами приняла решение отправить в отставку Кабинет Министров Юрия Еханурова.
Конституционная реформа вступила в силу. Если раньше, по морозовской конституции 1996 года, кабинеты министров в нашей стране не засиживались в своих креслах больше года-полутора (в среднем), то теперь общественное развитие ускорится — правительства будут с треском уходить в отставку каждые полгода, а то и чаще (в этом смысле кабинет Еханурова поставил рекорд — три месяца у власти, но, боюсь, скоро это может быть уже не рекордом, а нормой).
Последствия этой отставки обещают быть весьма интересны.
Глупые депутаты сделали Президенту страны царский подарок. Он получил еще один, и очень убедительный для всех аргумент в пользу того, что конституционная реформа несет стране беду. Ведь теперь, по переходным положениям Конституции, Президент уже не имеет права назначать премьера и кабинет, а парламент — еще не имеет такого права, он получит его только после выборов, а фактически воспользоваться им Рада сможет весьма нескоро — только тогда, когда депутаты нового созыва смогут сформировать какое-никакое большинство. А судя по нашему опыту, вряд ли им удастся достичь этого менее чем за месяца два. В лучшем случае! Если вообще удастся! Таким образом, на время с 10 января до примерно 26 мая — 26 июня в Украине не будет полноценного высшего органа исполнительной власти, а будут только исполняющие обязанности премьера и министров.
Может ли большое государство (второе по территории в Европе) с 40 миллионами населения и множеством тяжелейших проблем существовать в течение почти полугода без правительства?
А ведь на это время страна лишится и действующего парламента, потому что завершающая свое пребывание у власти Рада уже недееспособна, так как занята лишь выборами и предвыборными торгами и махинациями, а парламент нового созыва по вышеуказанным причинам сможет приступить к работе не ранее, чем назначит новый кабинет.
Мало того, в стране не существует еще и одного из высших органов судебной власти — Конституционного Суда, поскольку Верховная Рада так и не удосужилась избрать тех его ов, которых должна была избрать именно она.
Вот это и есть конституционная реформа в действии — в стране ни правительства, ни парламента, ни Конституционного Суда. А ведь реформа еще даже не вполне вступила в силу! Что же будет дальше?
А то и будет — раздираемый сварами парламент, который ничего не сможет решать, и правительства, назначаемые на несколько месяцев. Хаос и безвластие.
И над всем этим хаосом будет возвышаться фигура всенародно избранного Президента. Он останется единственным (кроме суда) представителем власти, который сможет хоть что-то. При этом ответственности он никакой и ни за что нести не будет — ответственность ведь теперь возлагается на парламент и правительство. Президент будет спокойно комментировать происходящее и готовить общественное мнение к тому, чтобы изменить Конституцию снова. И после полугода бесплодных усилий новоизбранного парламента, отставки еще одного-двух кабинетов, а то и выборов-других уже вся страна изберет такой парламент, который изменит Конституцию, вернув власть Президенту. А то, глядишь, и без этих последних выборов обойдутся — не исключено, что в раздраженном безвластием и хаосом обществе будет предпринята крайне опасная попытка принять новую Конституцию на «всенародном референдуме».
Но это в «долгосрочной перспективе» шести месяцев. А в краткосрочной перспективе трех-четырех (а то и больше) кабинет Еханурова будет спокойно править, опять-таки избавившись от тяжкой ноши ответственности. Шансы «Нашей Украины» на ближайших выборах снова вырастут — как правильно заметил премьер, в нашей стране любят обиженных. И «НУ» вполне может занять второе место по итогам этих выборов. И претендовать на премьерство для лидера своей фракции — если удастся договориться с остальными.
А вот кто проал, так это Тимошенко. До последнего времени, из-за сложившихся в стране политических обстоятельств у нее все еще оставался шанс, и немалый, войти в состав будущего кабинета, может, и не в ранге премьера, но в качестве весьма влиятельного а правительства. Отныне этот шанс равен нулю. Она сама перечеркнула его. «Наша Украина» теперь договариваться с Тимошенко не станет. Теперь мадам сможет войти в правительство только в том случае, если это будет правительство Януковича. А это означает политическое самоубийство. Поэтому она в течение еще одного-двух созывов будет изображать из себя горячую оппозиционерку, но ее влияние будет становиться все меньше и меньше. Через пять лет о ней будут помнить не больше, чем о Ефиме Звягильском.
Точно так же поставил крестик на своем политбудущем и г-н Литвин. Его блок, вероятно, преодолеет 3%-ный барьер на выборах, но, получив 6% голосов, он никакой роли ать не будет — большинству он ничего не сможет дать, а просто так его спикером или даже председателем какого-нибудь комитета никто избирать не станет. А поскольку вероятность внеочередных парламентских выборов довольно высока (см. выше), то все пребывание Литвина в парламенте ограничится несколькими месяцами. В следующий парламент он не попадет уже даже в качестве просто депутата.
И слава Богу!
Стефан Балацкий,
ELCOMART Выборы 2006