Практически подошла к концу важнейшая стадия избирательной кампании - регистрация в ЦИК блоков и партий, а также их списков. Основной массив участников выборов определился, и до 13 января, официального окончания регистрации, могут быть внесены лишь последние косметические правки. Косметические - потому что из оков, способных на преодоление трехпроцентного барьера, незарегистрированным остался только блок "Пора-ПРП".
Политмаргиналы типа "Свободы" или "Братства" внимание телезрителей могут привлечь разве что на минуту. Время радикалов в этой стране... рад бы написать "прошло", но, боюсь, что правильнее будет - "еще не пришло".
Сейчас же окончательно ясным стало главное - конфигурация политических тяжеловесов, уже примеряющихся к новым креслам и полномочиям. Определился перечень тех, кто будет вынужден в оставшееся до выборов время сделать финишный спурт за заветными тремя процентами голосов. А обнародованный состав всех партий и блоков позволяет сделать - пусть в самом первом приближении - прикидки состава будущего парламента, который, похоже, подвергнется серьезному обновлению.
Прежде всего, хочется вспомнить уходящих. В новом составе Верховной Рады по разным причинам не будет ряда колоритных персонажей, ставших за последние годы неотъемлемым атрибутом парламентских коридоров, кулуаров, буфетов, санаториев и правительственных гетто в Киеве и околицах. Время, увы, неумолимо, поэтому на парламентской трибуне не появится Игорь Рафаилович Юхновский (1925 г.р.) и Георгий Корнеевич Крючков (1929 г.р.). В списке КПУ нет еще двоих ветеранов - 70-летних Станислава Ивановича Гуренко и Бориса Ильича Олейника.
Возраст Степана Ильковича Хмары (1937 г.р.) тоже близок к критическим 70 годам, но его парламентские перспективы находятся под вопросом по другой причине. Он баллотируется по списку "Украинского народного блока Костенко-Плюща", чей рейтинг, скажем так, недостаточно высок, сколько бы его участники ни говорили о своей незапятнанности в коррупционных скандалах. После всех экспериментов минувшего года те из сторонников нынешней власти, кто решит отдать свои голоса за неподкупного Хмару, пламенного Зайца и хитроумного Плюща, рискуют превратить их в бонус для Партии регионов. Подобная перспектива, не исключено, ожидает и сторонников блока "Пора-ПРП".
Большинству журналистов в новом парламенте будет не хватать Александра Михайловича Волкова. Любой его комментарий, особенно после того, как он выпал из руководящей обоймы, был просто праздником, особенно для сетевых СМИ, не так скованных нормами приличия при цитировании, как печатные издания. Тем более на фоне мычания, которое издавало большинство его коллег-депутатов. А вот кого мне, как и, думаю, коллегам-журналистам ничуточки не жалко, так это Александра Викторовича Задонего, несмотря на то, что он в уходящем парламенте является одной из немногих вменяемых "говорящих голов". Как ни крути, наличие, равно как и отсутствие харизмы для ого политика - фактор немаловажный.
К уходящим, возможно, следует отнести достаточно большую "группу риска". Речь идет о нынешних депутатах, находящихся в партиях и блоках, чьи перспективы преодолеть трехпроцентный барьер не представляются бесспорными. Здесь и ы блока "Не так!", среди которых - весьма колоритные Леонид Кравчук, Нестор Шуфрич, Григорий Суркис и Юлий Иоффе. Здесь и упоминавшийся блок Костенко-Плюща, в котором полно фамилий знаковых экс-руховцев, чье время прошло, а они этого понять никак не хотят. Здесь и руины политпроектов эпохи Леонида Кучмы: "Трудовая Украина", НДП, Партия "зеленых". По данным ЦИК, снова попасть в Верховную Раду стремятся 510 народных депутатов Украины разных созывов. Многим, ох многим! придется смирить гордыню и амбиции.
Список отсутствующих можно продолжать, но пора вернуться к тем, кто придет. В принципе, партийные списки составляются по известной технологии. Первая пятерка, как правило, открывается фигурой лидера, чье имя зачастую еще и носит блок. Подобная технология была апробирована на лучших в мире пахотных землях четыре года назад не кем иным, как Блоком Виктора Ющенко "Наша Украина". Технология сия, если говорить честно, противоречит самой идее пропорциональных выборов, суть которых в максимальной замене в общественном сознании соревнования личностей соревнованием партийных программ. А ее популярность лучше всего свидетельствует о том, что до чистой пропорционалки страна и ее население еще не доросли. Нельзя не отметить, что та политическая сила, которая, на первый взгляд, больше остальных нуждается в отождествлении себя с лидером - Народный союз "Наша Украина" - решила не называться блоком Виктора Ющенко, как планировалось первоначально. Можно рассматривать это как предвестник поражения, а можно - как следствие растущей уверенности в своих силах, кому что нравится.
Кроме лидера участники кампании массово украшают свои первые пятерки женскими головками. Здесь НСНУ явно перегнула палку: такое ощущение, что там рассчитывают использовать очаровательных Ольгу Герасимьюк и Руслану Лыжичко в качестве кариатид, держащих на хрупких девичьих плечах всю конструкцию блока. Юлия Владимировна наверняка посмеивается: она знает, кто из прекрасных дам-участниц первых пятерок завоюет приз зрительских симпатий. Мы тоже догадываемся - это Нина Карпачева, второй номер "регионов".
Кроме первой пятерки - вывески и упаковки партии (блока), в ее списке должны, по идее, присутствовать и другие элементы. Во-первых, это собственно рабочие лошадки будущей фракции, имеющие парламентский опыт, способные возглавить комитет, представлять фракцию перед прессой, да в конце концов, умеющие нормально выглядеть в костюме, чтобы можно было послать их в Страсбург или куда еще. Во-вторых, это спонсоры партии (блока), исключающие саму возможность голодных обмороков лидеров во время многочасовых заседаний. Далее - по вкусу - присутствуют остальные, среди которых выделяется обслуга лидеров (обычай, заведенный еще Павлом Ивановичем Лазаренко).
Логично начать со списков нынешнего лидера - Партии регионов. При его изучении нельзя не заметить, что это на самом деле список Партии Очень Немногих Регионов. Кроме представителей, естественно, Донецка с Луганском в списке имеется немного Днепропетровска, чуть-чуть Крыма, Николаева, Запоья и Одессы. Это значит, что одна из крупнейших фракций будущего парламента, претендующая на выражение интересов, как минимум, всей восточной и южной части страны, будет в основном укомплектована людьми, связанными с интересами пусть важной, но только одной ее части. Как следствие, страну ждут неминуемые попытки экспансии "донецких" для начала в области своего влияния. Приморские районы, готовьтесь, вас ждут интереснейшие зрелища! Тем не менее, в списке достаточно людей, прошедших парламентскую и управленческую школу, не говоря уже о бизнесменах и их приближенных.
По поводу списка блока Юлии Тимошенко у его второго номера Александра Турчинова, по его выражению, "поет душа", он готов с ним сворачивать горы и, дай ему волю, наделал бы из него, наверное, гвоздей. В списках и красавица, и "чудовища", и молодежь, и зубры-законодатели, и бизнесмены-банкиры, и умницы-политологи. Но Александру Волкову действительно должно быть досадно, что для него в нем не нашлось места. Объяснить такую выборочную "борьбу" за чистоту своих рядов, которую продемонстрировала Юлия Тимошенко, можно разве что масштабом личности самого Волкова и сложностью дальнейшего ручного управления им. Вряд ли можно назвать Волкова одиозным персонажем в глазах населения. Население в массе своей его просто не знает. Ну, потыкали бы Тимошенко оппоненты в глаз "кучмистом", но можно подумать, что в БЮТ других не осталось. Нашлись же места для Богдана Губского, или Сер Осыки, или Николая Баграева, или Ивана Кириленко, или Михаила Гладия - людей, более чем приближенных к прежней власти.
Список блока "Наша Украина" внешне выглядит достаточно сбалансированным. Конечно, его первому номеру харизмы добавить не мешало бы, но, с другой стороны, возможные теледебаты в прямом эфире между Ехануровым и Януковичем не выглядят заведомо проышными для Юрия Ивановича, несмотря на то, что Виктору Федоровичу советники напишут на бумажку много оглушающих цифр, напоминающих, каким он парнем был. Что любопытно - достаточное количество нынешних нардепов находится аж в начале второй сотни списка, что на данный момент мандат не очень-то и гарантирует. Просматривается логика: хотите остаться в парламенте - вперед в округа, и чем выше будет процент, тем больше у вас шансов. Но и здесь не без вопросов. Ладно, что в списках на стопроцентно проходных местах находятся все участники коррупционного скандала. Там же можно найти и свежеотставленных (за неполное служебное соответствие?) губернаторов, и знакомых по временам Кучмы персонажей типа председателя Днепропетровского облсовета Николая Швеца.
Впрочем, зачем искать кучмистов в темной комнате, тем более если их там не так уж и много? Есть светлый Народный блок Литвина, где с ними все в порядке. Начиная от бывшего первого помощника Кучмы Сер Левочкина, включая экс-представителя Кучмы в парламенте Игоря Шарова, дарителя, по данным прессы, Кучме яхты Олега Дубины, друга семьи Кучмы Владимира Семиноженко и заканчивая экс-главой администрации Кучмы, собственно лидером блока. Что можно сказать о других? Кучмисты, блин...
Социалисты, как и коммунисты, наиболее близки к чисто пропорциональной модели выборов. Безусловным минусом обеих партий является стареющий год от года предвыборный список, что, вроде бы, естественно для КПУ и неправильно для СПУ.
Еще одна информация, о которой, не сомневаемся, должен знать каждый избиратель. По данным министра внутренних дел Украины Юрия Луценко, которые он сообщил в интервью газете "Факты и комментарии", среди потенциальных народных депутатов более чем достаточно лиц, которыми интересуется его ведомство. "В Партии регионов, например, таких людей 24 на первую сотню, в Народном блоке (Литвина? - "Грани плюс") - 16, в блоке "Не так" - 16 на первые полсотни. В списке Витренко представлено все окружение российского бизнесмена Курочкина, который пребывает в розыске, а также люди, подозреваемые в причастности к деятельности организованных преступных группировок". Министр, тем не менее, надеется, что "блок СИЗО" в парламент не пройдет.
С одной стороны, парламент является слепком общества, поэтому в нем должны быть представлены все: герои и преступники, патриоты и предатели, трудяги и лодыри. Но не маловато ли героев и не перебор ли с преступниками? Вряд ли четверть населения Донбасса находится в поле зрения милиции. Однако выбор региона ясен уже сейчас - Янукович, что бы и кто бы там ни говорил. То есть, страна находится накануне очередного парадокса: население, возмущаясь тем, что бандитов не сажают на нары, само реально готово посадить многих из них.
В депутатские кресла.
Грани плюс, Сер Копилов
«Обсудить на е Силы Народа»