Государство никак не отважится изучить объемы «теневого» оборота «Укрпочты», составляющие десятки миллионов долларов США в год. Хотя «тенизация» эта легко проверяется и устанавливается в пределах, достаточных для привлечения причастных должностных лиц «Укрпочты» к ответственности. Необходимо лишь сопоставить объемы поступлений «предвыборной» корреспонденции в почтовые ящики граждан. И реально полученные «Укрпочтой» платежи - за распространенную столь наглым образом рекламу.
«Кто стучится в дверь ко мне, с толстой сумкой на ремне?» - эта строчка с детских лет известна каждому жителю постсоветского пространства. Почтальоны, в жару и лютый мороз, доставляют письма и посылки, обеспечивая потребность общества в обмене информацией. Традиционные, привычные нам с детства, почтовые услуги остаются востребованными и доступными. Их не по силам вытеснить даже ворвавшимся в нашу жизнь новейшим информационным технологиям. Более того, увеличивающееся число операторов почтовой связи (т. н. услуги курьерской доставки) указывает на развитие данного рынка и его растущую контность.
Но нас интересует другая, более приземленная сторона деятельности Украинского государственного предприятия почтовой связи «Укрпочта», являющегося национальным оператором почтовой связи, монополистом на рынке почтовых услуг в Украине. Своего рода - государства в государстве. Акцентируем: через несколько недель грядут выборы. И весьма значительную роль в распределении голосов избирателей сыграет именно «Укрпочта».
Например, в сельской местности почтальоны обеспечивают единственно возможный канал связи населения с «внешним миром». Сельский почтальон – носитель информации, новостей, а часто - слухов и сплетен; своего рода связующее звено с миром новостей. Так уж психологически устроен человек, что доверяет не «говорящей голове» в телевизоре, не сухим строчкам газетных материалов, а простому житейскому, бытовому мнению такого же человека. Особенно, если собеседник считается авторитетным и «продвинутым» в информационном плане - в силу специфики профессии.
По информации «УК», ряд политических сил заблаговременно приняли меры к «правильному» ориентированию высших должностных лиц «Укрпочты» на предмет политической лояльности и политкорректности. Уже разработаны и внедрены в среду рядовых почтальонов (естественно, неофициально) директивы о «правильных» методах проведения избирательной агитации с политически неопределившимся и сомневающимся населением. Упор делается на ненавязчивом характере применяемых мер агитации: в форме житейских советов, освещении якобы доминирующей общественной позиции в форме «люди говорят», «мы слышали», «в газетах пишут»… Что выгодно отличает эффективность такого воздействия от «тупого» админресурса, часто вызывающего обратную от желаемой, протестную реакцию. Это - первый «вектор» идеологии участия «Укрпочты» в выборах.
Второй «вектор» не менее интересен. «Укрпочта» является доставщиком печатной корреспонденции: газет, журналов, буклетов и прочая. С учетом этого, созданы «черные» и «белые» списки периодических изданий - по степени их «благонадежности» и политкорректности. «Неблагонадежные» издания рекомендуется задерживать с доставкой, объясняя причины задержки по формуле: «у них (издателей) проблемы, не могут даже газету вовремя выпустить и доставить». В этом случае используется психологический расчет на конфликтное восприятие новости: рядовая новость, случившаяся, допустим, 9 числа, и естественно, размещенная в газете за 10 число, поступает читателю лишь 12 числа. Например, сообщено, что некие террористы что-то взорвали, или в кого-то из политиков запустили яйцом. Понятно, что эта новость становится известна объекту воздействия (электой единице) из других источников (вовремя доставленных газет, телевидения, радио), и к 12 числу уже обсуждена и даже забыта. Но 12 числа читатель, получив долгожданную газету, прочитывает эту же новость второй раз. Естественно, что недоумение, вызванное временным разрывом восприятия новости («пишут о том, что уже давно все знают!») - своего рода «дежа-вю», в совокупности с остальными факторами расшатывает ранее добелательную позицию избирателя по отношению к политической силе, которой принадлежит издание. Эффект, который планировался, достигнут, при чем незаметно, исподтишка. И объяснить внезапное «охлаждение» того или иного человека к той или иной политической идее, на первый взгляд, кажется невозможным
Описанные выше варианты «взаимодействия» «Укрпочты» с избирателями возможны на основании жесткой команды «сверху», и потому не обсуждаются руководством этого государственного предприятия. Но многочисленные способы зарабатывания денег за счет ресурсов этой госструктуры – удельная вотчина региональных чиновников-«почтовиков».
Открываем почтовый ящик и, как правило, вытаскиваем кучу «макулатуры». Начиная от журналов и газет, издаваемых различными партиями, и заканчивая рекламными проспектами, приложениями и «письмами счастья».
Возьмем любое рекламное печатное издание, которое находится в почтовом ящике помимо Вашей воли (Вы его не заказывали и не ожидали), вложенное заботливыми руками почтальона. Посмотрите на объявленный тираж. Как правило, он составляет от 300 тысяч до 1 миллиона экземпляров. Задумаемся о расходах на доставку. Доставка простого письма по Украине весом до 20 грамм стоит 70 копеек (за конверт нужно платить отдельно). Вспомним, что еще несколько месяцев назад доставка простого письма была дешевле - 45 копеек. Однако Национальная комиссия регулирования связи, поддавшись на уговоры «Укрпочты», увеличила тарифы на почтовые пересылки. Мотивировка - необходимость увеличения заработной платы почтальонам.
«УК» не сомневается, что можно найти договор, по которому «Укрпочта», например, обязуется распространить ту или иную газету (а вместе с ней – и рекламную брошюру) в размере 10 тысяч экземпляров в почтовые ящики, и за это выставляет счет к оплате 5 тысяч гривен (50 копеек за экземпляр). Однако, как же попадают в наши почтовые ящики не 10 тысяч экземпляров, а один миллион (см. тираж) газет или листовок? За которые на счета «Укрпочты» следовало бы заплатить вместо условных пяти - 500 тысяч гривен? А вместе с ними – еще два-три миллиона гривен за рассылку иных рекламных объявлений, буклетов, призывов ходить на религиозные собрания и прочую продукцию, идущую «в комплекте»?
Получается, что работа выполнена, а средства, необходимые на зарплату почтальонам, в бюджет «Укрпочты» так и не поступили. Вернее, они поступили, но явно не на счета этого госпредприятия. А в карманы руководства почтамтов и входящих в их состав почтовых отделений.
Почтальоны получили задание дополнительно, «в частном порядке» разнести по адресатам несколько килограммов бумажного «спама»; заказчики довольны – разместили весь тираж не за 500 тысяч гривен, а, допустим, за 100 тысяч, не особо беспокоясь о налоговом учете. И руководящие чиновники «Укрпочты» довольны – наверное, больше всех... Пострадало, как всегда, государство – собственник «Укрпочты», да легальные потребители почтовых услуг, которым увеличили тарифы на почтовые отправления, чтобы покрыть задекларированные сверхзатраты «Укрпочты».
Никто не возьмется назвать объемы «теневого» оборота «Укрпочты», но эта сумма – даже при поверхностном подсчете - составляет многие десятки миллионов долларов США в год. Львиная доля «левых» доходов чиновников «Укрпочты» приходится на крупные города - в сельскую местность засылать массированную печатную рекламу смысла нет.
Все изложенное - легко проверяется и устанавливается в пределах, достаточных для привлечения причастных должностных лиц «Укрпочты» к ответственности. Необходимо лишь путем несложных арифметических подсчетов сопоставить объем поступлений «предвыборной» корреспонденции в почтовые ящики. И объем реально полученных подразделениями «Укрпочты» платежей - за фактически распространенную столь наглым образом рекламу. Если правоохранительные органы займутся этим вопросом вплотную, глядишь, и из официально убыточного предприятия «Укрпочта» превратится в легально процветающее. И тезис о повышении тарифов на почтовые услуги будет муссироваться куда реже.
Почему бы Счетной палате, правоохранительным органам, общественным организациям, политическим партиям внимательнее не отнестись к «заангажированному» участию подразделений «Укрпочты» в избирательном процессе? Ведь это госпредприятие - мощнейшее орудие не только пропаганды, но и подавления отдельных участников избирательного процесса.
«Укрпочта» не должна быть «пятой колонной» в проталкивании на политический олимп тех или иных политических сил. И как национальный оператор не вправе заниматься описанными делишками. Так же очевидно, что должностные лица «Укрпочты» не вправе путать собственный карман с государственным и обогащаться за счет ресурсов, получаемых от «теневой» доставки в наши ящики бумажной макулатуры.
Алексей Святогор, адвокат, специально для «УК»