В Израиле угоняют несколько сотен автомобилей в день! Поразительным образом новый всплеск активности угонщиков вновь совпал с очередной попыткой «мирного урегулирования». В палестинской автономии почти новый «Мерседес» с перебитыми номерами, имея нужные связи, можно купить за 12-20 тысяч долларов.
Впервые воры распоясались после подписания соглашений Осло, но тогда это хоть бы объяснялось «прозрачностью» границ. Теперь даже защитная стена не спасает - за минувшие полтора десятилетия преступная сеть развилась внутри страны, обзавелась зарубежными связями и, похоже, прекрасно себя чувствует. Судите сами: в 1990 году из миллиона автомобилей, бегавших в тот момент по дорогам Израиля, было угнано 14 960. В 1994 году угнали уже 26 тысяч, почти вдвое больше (а число машин выросло только на 300 тысяч). В 1997 году число угонов перевалило за 42 тысячи (в объединении страховых компаний называют другую цифру - более 46 тысяч). Потом полиция выправила ситуацию и вернула коэффициент угонов хотя бы к уровню 1991 года (1.54), то теперь он вновь стремительно понесся вверх.
Процедура следствия в последнее время сводилась к следующему: пострадавший являлся пешком в отделение полиции, заполнял бланк с данными о своей угнанной машине, получал на руки справку о пропаже и копию заявления и шел домой. Поисками полиция особо не занималась, но был шанс, что в рамках какой-нибудь антитеррористической операции или в ходе следствия по иным криминальным делам всплывут и данные по этой краже. Например, недавно во время налета полиции на «консивную квартиру» там заодно обнаружили и разрезанные на части куски металла, украденные с дорог.
Шансы найти что либо - невелики. Более 70% автомобилей разбираются на запчасти, причем большинство, наверняка, в пределах страны. Но и с палестинцами связи остались. (К слову, убийство в октябре израильского араба, жителя деревни Исауйя Самира Ребхэ Дари, приведшее к волнениям и поджогам машин в Иерусалиме и судебного процесса над стрелявшим в него полицейским, стало следствием попытки задержать в Иерусалиме его дядю по подозрению в торговле ворованными машинами. Сам же погибший был владельцем такси).
Если машины кто и находил - то сами страховые компании. Поняв, что с полиции в этом вопросе толку немного, они нанимали частных сыщиков или заключали договоры с сыскными агентствами. Затраты на них все же меньше, чем на выплату страховок, но потери, которые несли и несут страховые компании от воров, не покрывают даже дорогие страховки. Дело в том, что для расчета цены учитывается коэффициент угона на момент заключения годичного договора - и если в течение года кривая похищений резко идет в гору, то денег компании собирают меньше, чем отдают.
Компаниям это, наконец, надоело. Именно они в 1997 году добились открытия в полиции специального отдела по борьбе с угонами, благодаря которому число краж к 2001 году снизилось до 30 тысяч (при 2 миллионах имеющихся в стране транспортных средств). Именно они, выслушав вечные, но справедливые жалобы полиции на недостаток сил и средств, частично финансировали его деятельность. Но три года назад, сочтя ситуацию удовлетворительной, отдел... закрыли! Число краж оставалось относительно постоянным (2003 год - 26 тысяч угонов, 2004 год - более 30 тысяч), но теперь зарегистрирован новый всплеск и все повторяется заново: снова объединение страховых компаний выступило с инициативой воссоздать отдел, и правительство одобрило это решение неделю назад.
Его, правительство, понять можно. Одно дело - когда грабят простых граждан, совсем другое - когда «непростых». В течении 11 дней преступники угнали «Мазду-6» депутата Игаля Ясинова, президентский лимузин прямо из гаража (Как такое вообще возможно? Обычно внутри машины чиновника такого ранга и днем и ночью, и в гараже и вне его, должен находиться сотрудник спецслужб). Кстати о «Мазде» - вместе с «Субару» это самые любимые угонщиками марки, далее в «рейтинге популярности» следуют «Фиат» и «Мицубиши». Что до престижных марок, то их на запчасти не воруют, как правило, угоняют «под заказ» конкретного покупателя.
На днях взломщики добавили в свою коллекцию автомобиль Биньямина Нетаньяху - экс-премьер и экс-министр финансов приехал в Тель-Авив, чтобы встретиться с одним из своих советников и обсудить с ним подготовку к выборам в «Ликуде». Когда вернулся, увидел, что машина взломана, и два сотовых телефона из нее исчезли.
Такая концентрация нападений на автомобили руководителей государства напоминает уже не воровство, а целенаправленную политическую акцию, и, по мнению некоторых депутатов, ей могли управлять из ПА. Игаль Ясинов рассказывал, что аккурат в день, когда угнали его машину, палестинская полиция демонстрировала свои достижения в борьбе с автоворами, и... уничтожала обнаруженные угнанные автомобили! Правильно, не возвращать же их хозяевам!
Такую пощечину правительство стерпеть уже не могло. Биби ограбили ночью на исходе шаббата, а уже в воскресенье утром правительство приняло решение возобновить работу «антиугонного отдела», и в эти дни завершается его формирование. Будем надеяться на лучшее.
По всей видимости, основное внимание нового отдела будет приковано к Беэр-Шеве, где угоняют чаще всего, и к Тель-Авиву, где угоняют больше всего. Юг с его бедуинскими поселками и ью к территориям вообще является очень проблемным регионом. На Беэр-Шеву приходится 7.6% всех угонов, на Иерусалим - 6.6%, на Тель-Авив - 6.4%, но в Центре машин больше. Ситуация в Лоде и Рамле также давно уже близка к критической.
Исследование, проведенное компанией «Итуран», показывает, что каждый сотый автовладелец подвергается вооруженному нападению, у некоторых ключи воруют из дома. Но большинство воров предпочитают «классику»: взлом двери, сигнализации (в том числе с помощью сканера), замка зажигания - и вперед, ищи ветра в пустыне. Некоторые воры так обленились, что не хотят ни продавать машины, ни разбирать - сами потом звонят владельцам и предлагают за несколько тысяч шекелей выкупить свое авто обратно. Чтобы так поступать, надо на 100% быть уверенным в своей безнаказанности. И основания для этой уверенности у них, к сожалению, есть.
Преступники - люди хозяйственные. То, что из машины нельзя продать на запчасти, продают на металлолом. Сейчас в Китае большой спрос на металл в связи с подготовкой Олимпиады-2008 в Пекине. Поэтому в Израиле пункты приема металлолома платят за тонну практически любого железа по 500-600 шекелей. Вся дальнейшая процедура вполне официальна, товарооборот с дружественным Китаем растет, но то, что израильская доморощенная мафия выходит на мировую арену, почему-то не наполняет сердца рядовых израильтян гордостью - скорее, наоборот.
Поскольку одними машинами спрос на сталь не обеспечить, воры принялись и за дороги. Воруют все, что блестит: щиты со стойками, доные ограждения, электропровода, решетки водозабора и пр. Лишь за 2005 год Национальная доная компания лишилась имущества на 16 миллионов шекелей. Медных элементов систем освещения - на 3 миллиона шекелей, щитов - на 7.5 миллионов, частей ограды - на 5 миллионов, железных люков и решеток на сумму свыше 750 тысяч шекелей. Если стойки для знаков удается переправить в ПА, из них там... делают «касамы». Уже были случаи, когда доные рабочие опознавали в осколках свое украденное имущество. Технология преступников проста: подгоняют грузовик, и, прячась за его бортами, снимают металлические конструкции. Срезают их автогеном - но это опасно, свет может привлечь доный патруль. Безопаснее просто отвинчивать жестяные W-образные секции доного ограждения. Одна секция весит от 40 до 50 кг, государству вместе с установкой обходится в 100 шекелей, воры сбывают ее на металлолом по 25 шекелей. Доникам ничего бы не стоило запаивать их, сажать на заклепки - но нельзя: ограждение в случае удара машины должно мягко спружинить, чтобы спасти водителя от смерти. Бандитам на это плевать: фрагменты, которые остаются, торчат как ножи и могут вспороть и кузов автомобиля, и людей в салоне. Есть дороги, с которых за ночь могут унести все до последнего шурупа. Например, несколько недель назад за одну ночь с шоссе № 505 на въезде в Самарию из 158 метров доной ограды унесли 150; 8 метров, видимо, просто грузить уже было некуда... Работают целыми брими. Заработать за ночь можно 1000-1500 шекелей, а грозит джентльменам удачи за такое преступление денежный штраф и несколько месяцев тюрьмы, лишь в случае рецидива - несколько лет.
Случается, кого-то ловят, но все лишь исполнителей. Ни приемщики на свалках металлолома, ни организаторы, ни владельцы подпольных резочных цехов почему-то пока не попадают в руки блюстителей закона.
Очень не хочется верить, что доная мафия уже нашла дорогу и в кабинеты следователей. Очень хочется спокойно оставлять машину у дома в уверенности, что утром она там и окажется. Ведь безопасность частной собственности - это и часть общей безопасности страны!
Э. Шлеймович, «Русский израильтянин», Израиль