Михаил Поживанов считает, что сейчас вполне реально собрать мощную парламентскую оппозицию в 210 голосов.
- Почему Президент принял решение о смене руководства Секретариата?
- В последнее время президент ощутил, что проывает почти на всех фронтах. И даже результаты недавнего соцопроса показали, что его рейтинг значительно снизился. В этой ситуации даже распространилось мнение, что у нас «слабый Президент». А на самом деле без прочного механизма осуществления собственной воли Президент не может влиять на ситуацию. В свое время таким механизмом была Администрация Президента, сегодня это Секретариат.
- Чем не устраивал Президента Олег Рыбачук?
- В тот период, когда шла подготовка Универсала и переговоры о возможном присоединении к коалиции, крайне важно было, чтобы Президент опирался на достоверную информацию о процессах, происходящих в обществе.
- Вы хотите сказать, что Рыбачук перекрывал доступ информации к Президенту?
- Думаю, что да. Мне известны факты, когда на протяжении нескольких недель делались тщетные усилия что-либо доложить Президенту, рассказать, дать информацию. Она не попадала к Ющенко.
- Что послужило толчком тому, что Президент сменил руководство Секретариата?
- Вероятно, жесткая позиция правительства, отказ завизировать указы главы государства, отклонение от евроатлантического направления.
- Говорят, что если бы «Наша Украина» вошла в коалицию, то Тарасюку пришлось бы делать выбор: или министерский портфель, или лидерство в Народном Рухе Украины.
- Не думаю. Это большей частью слухи. Тарасюк назначен на эту должность по квоте президента. То есть, он не является участником этой коалиции. Тарасюк не обязан оставлять свой пост, он должен работать согласно с поручением Президента.
- Заявление Безсмертного о переходе «Нашей Украины» в оппозицию многие политики восприняли как тактический ход и попытку поторговаться.
- Наоборот, мне кажется, что такой принцип «затягивания» - проышный. Люди уважают четкую позицию.
- Кто является «серым кардиналом» «Нашей Украины», оказывающим основное влияние на принятие решения по коалиции?
- Мы приняли решение, что переговорщиками в этом процессе официально назначены четыре человека: Роман Безсмертный и Роман Зварыч - от НСНУ, Борис Тарасюк - от НРУ и Анатолий Кинах - от Партии промышленников и предпринимателей.
- А как же кулуарные оки?
- Да, многие сами непосредственно проводили переговоры. Определенные группы влияния действительно неформально существуют. Кто-то имеет группу единомышленников в 4-5 голосов, у кого-то - 10-12 голосов. Но все прекрасно понимали, что решение должно приниматься консенсусом, так как была об этом договоренность, и иного пути решения этого вопроса нет.
- В нынешней ситуации как Вы собираетесь работать в оппозиции к власти, в том числе и к Президенту?
- Прежде всего хочу заметить, что к Президенту Украины мы не в оппозиции, а в оппозиции к Кабинету Министров и к другим органам исполнительной власти. Возможность работать, не входя в широкую коалицию, а собрав действительно мощную оппозицию до 210 голосов - и на сегодняшний день это реально сделать - работать как истинно сильная оппозиция. Президент имеет право вето, а мы были бы той стеной, которая не давала возможности Верховной Раде Украины преодолевать вето на то законодательство, которое не соответствует программе Президента.
- И все-таки, что может переубедить «Нашу Украину» вступить в коалицию?
- Первое - позиция главы государства. Второе - включение в соглашение о создании коалиции всех пунктов, обозначенных в Универсале и выдвинутых фракцией «Наша Украина». Третье - исключение из состава коалиции представителей Компартии, что предусматривает создание совершенно нового ее формата, то есть НУ+СПУ+ПР. Если все участники переговорного процесса примут вышеуказанные условия, тогда, возможно, «Наша Украина» и поменяет свое решение. Но я в это не верю.
- Министры от «Нашей Украины», работая в правительстве, также разделяют ответственность Кабмина
- Хотел бы обратить ваше внимание, что не принималось ни одного решения фракции о поддержке того или иного министра на ту или иную должность. То есть за день до назначения еще шли разговоры о потенциальных кандидатурах на министерские посты, а в день назначения, поздно вечером, Янукович уже «из рукава достал» 5-6 фамилий. Это не касается Гриценко и Тарасюка, а имеет отношение к остальным министрам. Кажется, что это было определенной политической договоренностью между президентом и Партией регионов.
- Вы недавно направили в Конституционный Суд представление относительно законодательной нормы, которая запрещает ему рассматривать изменения в Конституцию Украины.
- 47 народных депутатов подписались под этим представлением. Известно, что иск уже находится на рассмотрении у экспертов Конституционного Суда. Я категорически против, чтобы был подобный прецедент, когда законодательная власть, вмешиваясь в судебную (равноправную), запрещает пересматривать какой-либо закон на его конституционность. Завтра мы можем принять какой-нибудь новый закон 226-ю голосами, который 100% не соответствует Конституции, а потом в тот же день вторым законом проголосовать за запрет Конституционному Суду рассматривать конституционность принятого закона. В таком случае Верховная Рада может вообще работать по «беспределу». Скажем, имея сегодня большинство - 230-235 голосов - можно мастерить все что угодно, и никто никакой ответственности нести не будет.
- В нынешнем формате Верховной Рады как изменился процесс лоббирования?
- Уже сегодня по комитетам прослеживаются проекты законов, которые являются чисто лоббистскими. Агропромышленный комплекс - это наибольший лоббист сегодня в Раде.
Газета «Дело»