Глава чешского издательства о качестве украинских газет, деловой прессе и конции в Европе....
– В каких странах деловые издания стали убыточными? Произошло ли это из-за ошибок в управлении, просчетов маркетинговых служб или это тенденция?
– Я не думаю, что деловая пресса убыточна. Это сравнительно процветающая отрасль. Издательства, как и любая другая сфера бизнеса, иногда работают с потерями. Не думаю, что здесь можно наблюдать какую-то тенденцию, наоборот, у экономической прессы больше предпосылок работать с прибылью, чем у любой другой.
– Чем, к примеру, у желтой прессы?
– Деловая пресса изначально нацелена на более состоятельную группу людей, меньшую, чем другие группы. Ее тираж не должен быть очень высоким, так как больше прибыли приходит через рекламу. Что касается бульварной прессы, то она тоже может быть прибыльной, но для этого она должна тратить много средств на производство. У этой прессы больше контов не только в лице других изданий, но и со стороны телевидения и глянцевых журналов. Бизнес у экономической прессы более «простой».
– Не беспокоит ли вас проблема, что корпорации все меньше тратят на рекламу в прессе и все больше рекламируются в Интернете?
– Я не думаю, что это так. Если смотреть на общую картину, доля Интернета повышается. Это логично. Но, если сравнивать долю прессы, телевидения и Интернета, то доля последнего очень мала. Действительно, доля прессы на рынке некоторых европейских стран падает. Это происходит из-за диверсификации рекламных каналов. Но это не значит, что издательства имеют меньше прибыли.
– Во Франции большой процент читающего населения, но многие издания остаются убыточными. В Украине нет привычки чтения ежедневных газет, но вы все же инвестируете в украинский рынок. Почему?
– Думаю, что культура и традиции страны влияют на долю телевидения и прессы. В каждой стране существуют прибыльные газеты, и я не вижу причин, чтобы таких не было в Украине. Тем более что украинцы — читающая нация.
– Как появление бесплатных газет влияет на рынок прессы в Европе?
– Если мы возьмем Metro — классический пример бесплатного издания. Эту газету выпустил шведский инвестор, который раньше не занимался издательством. Издатели, которые начинают выпускать бесплатные газеты, тем самым пытаются защититься, занять этот сегмент рынка либо убрать другие издания и переманить их рекламодателей. Думаю, что на рынке тоже происходит диверсификация. В будущем будут существовать как платные, так и бесплатные издания. Так как бесплатные газеты занимают другой уровень и тратят гораздо меньше денег на зарплаты персоналу, то и конкурируют они только благодаря качеству. Что касается деловой прессы, то она менее подвержена рискам, чем любая другая. Бесплатные издания тоже не угают деловой прессе.
– В Чехии средний класс составляет 40%, в Украине — лишь 10%. Не слишком ли это маленькая аудитория для деловой прессы?
– Принципом для издания деловой прессы является не процент проданных экземпляров, а процент покрытия целевой группы — это то, что мы продадим рекламодателям. Если мы можем гарантировать, что газета попадет в руки большему количеству целевой аудитории, то рекламодатели будут давать рекламу.
– Какие направления издательского бизнеса наиболее прибыльные?
– В каждой стране по-разному. Несколько лет у нас существовал бульварный ежедневник, такой же как «Блик» в Украине, который был очень успешным. В прошлом году три издательства начали выпускать практически такие же бульварные ежедневные газеты. Я думаю, что не существует более или менее успешного направления. Если в каком-то сегменте бизнес идет хорошо, то там появляется конция.
– Какие еще существуют риски, кроме конции?
– Риск, существующий в Украине, — это качество печати. То, в каком качестве тут появляется «Блик», меня шокирует. Бульварная пресса с таким качеством не имеет права на существование, потому что бульварные газеты рассчитаны на тот слой населения, который хочет рассматривать картинки, а они некачественные.
– Эту нишу у нас занимают глянцевые журналы...
– Конечно, и тут они распространены больше, чем в других странах. Эти журналы и побеждают, так как их качество, в отличие от газет, более или менее сравнимо с их западными коллегами.
– А как насчет финансовых рисков? Есть вероятность того, что новый проект окажется убыточным?
– Один из издательских рисков — это распространение. Газета, которую вы не сможете распространять, не сможет выполнять свою функцию. Очень важно иметь подписчиков и свободную продажу. Хотя есть страны, где рассчитывать на подписчиков не приходится. Например, в Испании практически нет подписчиков. Относительно рекламы в прессе. Прежде всего, надо изучить полафические возможности газет, так как разница между газетами и журналами в Украине большая. Такого нет в других странах. В то же время, когда ситуация изменится, можно было бы издавать приложения-вкладыши. К примеру, в нашей газете выходит восьмистраничное приложение-вкладыш, которое издает фирма, торгующая спортивными товарами. Он вкладывается во все чешские ежедневные газеты с тиражом в 1 млн. экземпляров. Причем полафия у него более качественная.
– Многие газеты занимаются параллельным бизнесом — изданием книг или организацией конференций. Как вы считаете, это делается из-за того, что это отдельные прибыльные направления?
– Это имеет смысл делать тогда, когда этот продукт дешевле, чем другие. Например, если кто-то организует конференцию, я должен обратиться к людям, которые хотят ее провести, оповестить читателей. Мы можем это делать в том случае, если хотим получить добавочную прибыль. Но такой шаг нужно делать очень обдуманно. То же самое и с книгами. Там еще более сложно, так как книжный бизнес сложнее. Вы иногда не можете уть правильный тираж книги, и можете проать очень большие деньги.
Евгения Александрова
«ДЕЛО»