Книга Ларисы Брюховецкой «Киномир Юрия Ильенко» стала ее подарком к 70-летию известного украинского киномастера. Юрий Ильенко уже вошел в историю кино — не только украинского, но и мирового, — создав два киношедевра — «Тени забытых предков» (как оператор) и «Белая птица с черной отметиной» (как режиссер). Все помнят его последний демарш: когда он заявил, что объявит голодовку протеста, если Тараса Бульбу будет ать Жерар Депардье. Гоголя должны ставить украинцы, считает мастер, которому в этом году исполнилось 70 лет. Правда, чиновники от культуры не заметили этой даты. Почему так произошло, «ДЕЛО» спросило у самого режиссера....
– Юрий Герасимович, год заканчивается, а мы так и не дождались празднования вашего юбилея...
– Фантастическая история! У меня две даты дения. Одна — 9 мая, когда я действительно родился. А в паспорте написано 18 июля. Так получилось, что я родился в доме деда в Черкассах, а потом меня перевезли в Днепропетровск, где жила наша семья, и там уже с опозданием записали. Но ни 9 мая, ни 18 июля поздравлений я не получил ни от киностудии Довженко, которой я отдал 50 лет своей жизни, ни от института имени Карпенко-Карого, где я был основателем кафедры режиссуры кино и кинодраматургии. Академия искусств, где я также был академиком-основателем, и Министерство культуры тоже решили не поздравлять. Когда я с обидой об этом сказал в академии, мне ответили: «У нас денег не было». — «Ну, позвонили бы мне, я бы вам прислал денег на открытку!» А ведь обещали выпустить семь моих фильмов на DVD, обещали издать книгу, а также каталог моих графических и живописных работ. Я у себя на даче собрал своих родственников и друзей, посидели…
– Но все же вас можно поздравить с выходом книги...
– Это надо поздравлять автора — Ларису Брюховецкую. Когда разбился украинский кинематограф, она извлекла оттуда его «черный ящик», которым оказался я. Ведь я так долго в этом кинематографе. Я нашел в книге кое-что для себя неожиданное. Не согласился практически ни с одной оценкой. Но в принципе, получился портрет времени. Очень документальный портрет. Хотя мне совсем не нравится, что она написана в категории прошлого времени: Ильенко был, Ильенко сделал.
– Много сценариев лежит у вас на столе?
– На столе лежит мое либретто оперы по рассказу Гоголя «Страшная месть» для композитора Евгения Станковича. Это пророческое сочинение Гоголя — оно о предательстве. Еще на моем столе лежит книга «Докладная апостолу Петру». Это чистосердечное признание во всем, что я натворил в этой жизни. Почему именно апостолу Петру? Как известно, у него ключи от рая. Я понимаю, что мне рай не светит. Но не очень-то и переживаю — настолько приспособился к аду на этом свете, что не думаю, что что-либо новое мне покажут в том, провинциальном аду апостола Петра.
– В чем секрет вашей молодости?
– Это — Людмила Ефименко, моя жена, которая родила мне двух сыновей. Одному скоро 30 лет, другому — 20. Еще неделю назад мы с ней купались в Днепре. Когда нас отлучили от кино, мы перешли на сельскую жизнь. У нас усадьба в селе Прохоровка, которую мы построили своими руками, освоив все строительные профессии. Хотя я давно их освоил еще от своего деда Тараса.
– На вашей визитке стоит семейный герб?
– Это от моего другого деда, вернее, прапрапрадеда — казака Ильи Дещенко. Он в 1649 году что-то эдакое совершил под Желтыми Водами, за что ему Богдан Хмельницкий дал герб. А по маме я из Черкасс, с Холодного Яра. Ее фамилия была Колесник, а уличное прозвище — Гайдамака. У меня такая родословная, что сам Бог велел быть гайдамакой.
Какое-то время все старшие родственники в наших семьях молчали. Страх был такой невероятный, что о некоторых деталях я узнал только после смерти своего отца Герасима Ильенко от его друга детства, уже очень старого человека. Но судя по всему, этот страх, который жил в сердцах практически всех украинцев, остался до сих пор. Но все равно как-то выживают роды украинские и несут в себе такие мощные генетические программы... Я давно говорю, что в кино работал практически не я, а мой родовод. Когда-то у нашей землячки, кинорежиссера Ларисы Шепитько спросили: «Как вы, человек, не переживший войну, смогли ее так фантастически показать?», она ответила: «Я обратилась к генетической памяти своего народа».
Галина Цымбал
«ДЕЛО»