Приезд в украинскую столицу президента России Владимира Путина и смерть лидера Туркменистана Сапармурата Ниязова – стали ключевыми событиями ТЕК последней недели уходящего 2006-го года, уже вошедшего в историю как период нового перераспределения энергетических потоков в мире, в частности, газовых. Каких изменений для Украины можно ожидать в этом контексте? С этим вопросом мы обратились к Президенту Ассоциации «Газовые трейдеры Украины» - Роману Стоеву.
- В какой мере последние события могут отразиться на газовых поставках, в которых Украина будет нуждаться в 2007 году?
- Визит Владимира Путина отечественные СМИ и эксперты уже успели охарактеризовать важнейшим событием года в украино-российских отношениях. В этом контексте нельзя не признать тот факт, что «эмоциональный подтекст» газовых проблем уступил место деловому конструктивному диалогу. Вместе с тем, итоги первого заседания Межгосударственной украинско-российской комиссии „Ющенко-Путин” продемонстрировали, что он не внес ничего нового относительно долгосрочных перспектив поставок газа – главного вопроса энергетической безопасности страны на ближайшие годы - кроме демонстрации непоколебимого желания российской стороны сотрудничать с Украиной на «рыночных основаниях». В этой связи, можно предположить, что 2007 год может преподнести ряд «сюрпризов» в зависимости от потребностей Украины в дополнительных объемах газа. В ситуации с Туркменистаном, то на сегодняшний день Киев может лишь довольствоваться скромным участием в развернувшейся борьбе за ресурсы пятой в мире и второй в Евразии страны по объему разведанных запасов природного газа. Скромным участием на фоне более значимых оков в регионе - России, ЕС, Соединенных Штатов, Китая плюс Индии и Пакистана. Думаю, сейчас мы являемся свидетелями формирования нового вектора газового интереса в правительстве: кооперироваться с Россией, которая полностью контролирует доставку среднеазиатского газа, либо с Брюсселем в расчёте на строящийся газопровод Nabucco, на который в ЕС делаю серьезную ставку в желании нейтрализовать российскую газовую транспортную монополию. По предварительным оценкам, гармонично вписавшись в этот проект, Украина гипотетически сможет диверсифицировать своих поставщиков газа за счёт Азербайджана и Ирана по вновь построенным веткам.
- В контексте последних событий может ли повыситься цена на газ для Украины в будущем?
Повышение цен на газ очевидно. Ведь существующие прогнозы развития газового рынка говорят о сокращении промышленных запасов газа в тех странах, которые находятся в регионах интенсивного потребления. Если взять, к примеру, Европу, то за последние 10 лет интенсивного увеличения добычи запасы сократились на 12%, в Южной Америке - на 21%. В то же время до 2020 года, как прогнозируют мировые эксперты, спрос на газ должен увеличиться на 35-40% в Европе и на 30-35% в США. Это говорит об одном: до 2020 года газ займет лидирующую позицию в мировом ТЭК, а его часть в энергопотреблении достигнет 45–50%. Потому повышение его цены как в мире, так и России очевидно. Нельзя сказать, что Украина к этому вообще не готова. В конце концов, существуют и положительные моменты. Украинская промышленность, пусть и в довольно жестких временных рамках, будет поставлена перед необходимостью подготовиться к более высоким ценам на энергоносители. В результате актуализируется вопрос снижения энергоемкости украинской металлургии и внедрения энергосберегающих технологий. Всем уже понятно, что если этого не делать, то через некоторое время наша промышленность остановится вообще. В этом контексте мы приветствуем инициативы украинского парламента, который принял во втором чтении изменения в некоторые законы относительно стимулирования мер по энергосбережению. Что касается проблем энергосбережения, то для промышленности Украины мы считаем весьма актуальным вопрос более четкого ежемесячного корректирования уровня потребления природного газа предприятиями в сторону уменьшения. Собственно, мы убеждены, что в скором будущем мы станем свидетелями конкретных шагов относительно внедрения технологий энергосбережения со стороны собственников предприятий. Также положительным моментом повышения цен на импортируемый газ можно считать и активизацию сотрудничества Украины и ЕС в сфере диверсификации источников энергоресурсов и маршрутов их поставок, а также поиска альтернативных источников энергии. Это направление перспективно в контексте укрепления энергетической безопасности Украины.
Елена ПетривE-NEWS