Во время президентских выборов 1991 года, тогда политтехнолог, Дмитрий Выдрин консультировал Леонида Кравчука. Позже помогал Леониду Кучме. Когда Виктор Янукович в первый раз возглавил правительство, Выдрин был его советником. Сейчас он народный депутат от Блока Юлии Тимошенко. Встречаемся в кафе столичного кинотеатра «Украина». Дмитрий Выдрин, 57 лет, одет в черный гольф и бежевый вельветовый костюм. Обут в бежевые замшевые туфли. Разговаривает на русском.
В свое время вы были советником Кравчука, Кучмы, Тимошенко, Януковича и других. Они умели учиться?
— В украинской политике осталось мало людей, которые не учатся. Такие уже или на пенсии, или на кладбище, или в розыске за границей. Недавно я купил майку с изображением Ленина в прическе панка и надписью по-английски «Учиться, учиться и еще раз учиться!» Можно сказать, что все наши политики под своими дорогими рубашками носят такие майки.
Как вы стали советником Кучмы?
— Сначала Кучма был прекрасным оппозиционером, — задумчиво улыбается Выдрин, немного прищуривая глаза. — Сейчас немногие помнят, что он был лидером украинской оппозиции. Тогда Леонид Кравчук уже стал сытым, удовлетворенным номенклатурным президентом. А Леонид Кучма еще был худым и шустрым оппозиционером. Впервые я оказался у него дома на кухне в стоптанных тапочках. Это было в 1994 году. Нас познакомил Саша Волков. Помню, мы тогда что-то выпили на кухне. Решали, как Кучму вывести в большую политику. В те времена еще все главные события происходили на кухнях. А уже потом потихоньку все перекочевали в дорогие рестораны. Кучму испортило то же, что и всех политиков, — власть. Ни один так не развращает свою жертву, как власть политиков.
Сколько Кучме хватило времени, чтобы власть его испортила?
— Два года, — постукивает пальцами по столу. — Тогда у Кучмы появились свои любимые олигархи. Преимущественно те, которые могли подсесть к нему во время футбольного матча или понравиться на протяжении короткого футбольного застолья. Иногда это место покупалось. Но главную роль ала ловкость. После матча, выпрыгивая из ложи Кучмы, олигарх мог кричать, что теперь он стал «любимым олигархом».
Вы были советником премьера Евгения Марчука именно тогда, когда он поссорился с Кучмой. Как Марчук воспринял свою отставку?
— Об отставке Марчука мы узнали в апорту. Все были к этому готовы, но удар был все равно сильным. На следующий день он собрал советников, нас было пятеро. Сказал, что, несмотря на отставку, у нас осталось главное задание — борьба с долгоносиками. И мы должны дать преемникам несколько рецептов, как с ними бороться, — Выдрин улыбается и добавляет: — Я до сих пор не знаю, он имел в виду Кучму или каких-то полевых паразитов.
Как вы перешли к Юлии Тимошенко?
— Она тогда еще не была политиком. И только примеряла костюмы не от Лилии Пустовит (личный модельер Юлии Тимошенко. —«ГПУ»), а от других, — смеется. — Она сама делает свой имидж, ей тяжело в этом советовать. Но очень ценит хорошие отношения с людьми. Поэтому некоторые за ней идут десятки лет, — уходит от прямого ответа о лидере блока.
Как-то вы говорили, что в будущем главными политическими противниками будут Тимошенко и Ахметов. До сих пор так считаете?
— Да, будут, — кивает головой. Но объяснить детальнее отказывается.
После освобождения Бориса Тарасюка от должности министра иностранных дел Ющенко взял его с собой в Эстонию как министра. Как это понимать?
— Тарасюк сегодня не столько министр, сколько лакмусовая бумажка. Им проверяют нашу Конституцию на прочность и зрелость. Премьер и президент пытаются создать больше аргументов для Конституционного суда. Вопрос Тарасюка, скорее всего, будет решаться там. И, чтобы каким-то образом повлиять, каждый пытается создать для суда прецеденты. Одни — освобождение от должности, другие — восстановление.
Когда закончится конция между президентом и премьером?
— Любая конция заканчивается двумя вещами. Первая — когда один «съедает» другого. А вторая — когда конция воспитывает контов до такого уровня, что ее начинают использовать не во вред обществу, а ему на пользу. И с ее помощью подбирают себе лучшую команду. Начинают предлагать обществу лучшие решения.
Какой вариант самый вероятный?
— Велика вероятность, что один съест другого или погибнут оба. Из своей детской энциклопедии я часто вспоминаю рисунок: одна рыба пытается проглотить другую, такую же по размерам. Обе давятся друг другом и погибают. Вот такой вариант для Украины сейчас - самый реальный.
Досрочные выборы будут?
— Не исключаю таковых в местные органы власти. А это потянет за собой досрочные президентские и парламентские выборы. Но я не верю, что могут быть только одни досрочные выборы. Как правило, они идут цепью, друг за другом. Скорее всего, это будет середина весны или осени.
«Наша Украина» сменила руководство. Поднимется ли ее рейтинг с появлением Виктора Балоги?
— Шансов нет. Они выбрали свое будущее, став номенклатурной партией. Такие существуют максимум 5–7 лет. Думаю, до парламентских выборов они уже не доживут. Может, еще дотянут до президентских.
Партия регионов теряет рейтинг. Кому он достанется?
— В обществе сейчас стремительно развивается номинация «против всех». Людям политика уже надоела. Еще недавно таких было около двух процентов, а сейчас — где-то 20 процентов. Кому достанется этот приз, еще непонятно.
Выдрин задумывается и смотрит перед собой.
— Партия регионов сразу взяла себе лозунг УНА-УНСО: «Все и сразу». И где сейчас УНА-УНСО? — смеется. — Этот принцип еще никого и никогда не доводил до добра. Можно победить с принципом «Сразу, но не все», а можно с «Все, но не сразу». Они просчитались.
Весной может быть переформатирование коалиции?
— Есть вариант: коалиция минус Компартия, плюс «Наша Украина». Есть и другие. Есть вариант и с БЮТ, — потирает пальцы нардеп.
БЮТ в одной коалиции с Партией регионов?
— Скорее всего, с социалистами и «Нашей Украиной». Пока что за нас все делает время и амбиции политических лидеров. Но консультации тоже ведутся.
Может ли народный депутат быть бедным человеком?
— В Верховной Раде невозможно остаться бедным, — нардеп качает головой и смеется. — Все депутаты потихоньку борются с коррупцией, превращая ее в собственный бизнес.
Как оцениваете назначение Нестора Шуфрича министром по чрезвычайным ситуациям?
— Янукович хотел показать свою силу и влиятельность. У нас политики делятся на такие же номинации-породы, как и домашние любимцы. Есть политики-болонки, с которыми приятно гулять по Елисейским полям в Париже и всем показывать. Есть такие, которые выполняют функцию мудрых котов, — вроде бы действуют сами по себе, но у них на шее есть цепь. А есть политики бультерьеры. Нестор как раз из этой породы. С его острым языком и крепкими политическими зубами иногда будет выполнять функции стоевой овчарки премьера.
1949 — родился в с. Назрань Назранского района Чеченской Республики
1987 — заведующий кафедрой политологии Киевского института политологии и социального управления
1991 — директор Международного института глобальной и региональной безопасности
1994 — советник президента Леонида Кучмы по вопросам внутренней политики
1996 — советник премьер-министра Евгения Марчука
2006 — народный депутат от БЮТа
Анастасия Щербина
gpu-ua