Валентин Мороз... В наше быстротечное время некогда известные на всю страну имена, увы, подвержены забвению. У большинства молодых фамилия Мороз ассоциируется разве что со спикером Верховной Рады Украины. А что касается людей среднего и старшего поколений, то они, конечно же, наряду с диссидентами-шестидесятниками Чорновилом, Дзюбой, генералом Григоренко, братьями Горынями, Лукьяненко не забыли и Валентина Мороза.
Напомним, он за так называемую агитацию и пропаганду отсидел во Владимирском централе и в лагерях Мордовии в общей сложности 13 лет. В 1978 году его и еще нескольких диссидентов обменяли на двух советских шпионов и выдворили, как тогда было принято, за пределы Союза. Так он очутился сначала в США, а потом - в Канаде. Только в 1990 году Морозу в качестве туриста разрешили посетить Родину, а после обретения Украиной независимости он вернулся во Львов.
Сегодня гражданин Канады Валентин Мороз - профессор Львовского университета физической культуры, преподает там историю Украины, часто выступает в местной печати и на радио. Он автор более 30 книг и монографий о новейшей украинской истории.
- Помнится, в начале 1990-х вы довольно образно и точно символически изобразили украинскую действительность: дорогой шагает колонна в национальной одежде, с национальной символикой и транспарантами "Слава незалежній Україні!", а по обе стороны выстроились вооруженные до зубов и с овчарками на поах конвоиры. Какой украинская действительность видится вам сегодня?
- Говорить сегодня о конвоирах с собаками уже не приходится, поскольку впору вести речь об уровне украинской элиты - это, как мне кажется, главная проблема. Долгое время безгосударственности очень его снизило. Небольшой исторический пример. Во время переговоров в 1918 году в Бресте немцы предполагали, что украинская сторона будет требовать для себя Крым. И каково было удивление готовых уступить германцев, когда украинцы отказались от полуострова.
Ошарашенный Гофман, руководитель немецкой делегации, спросил своего коллегу - украинского министра, сколько ему лет, и, услышав ответ, наверное, понимающе улыбнулся. Иными словами, тогда, как и сегодня, украинская элита была и остается очень молодой. Мне кажется, она, эта элита, собственно украинской еще не стала. Для сравнения возьмите хотя бы окружение Наполеона - Талейран, Фушэ... Императору уже тогда было на кого опереться. А кто или, точнее, что вертится возле наших президентов?.. То-то и оно.
- Скажите же, нынешний президент разве не имел возможности создать свое окружение из числа ученых, политиков, философов, людей искусства... Иными словами тех, кто вполне может относиться к нашей элите?
- В нашей истории еще не было примера такого самоуничтожения, которое запустил Ющенко. Он с нашей помощью оседлал белого коня, а затем в скором времени успешно продал этого коня Януковичу. Теперь ему ничего не остается, как посещать восточные и южные регионы страны, ведь в западном ему попросту нечем ответить на острые вопросы людей, его избиравших, как это было недавно в Карпатах. Вот вам и показатель уровня нашей элиты на самом высшем уровне.
- Не напоминают ли вам сегодняшние украинские политреалии известную в прошлом песенку: "Два шага налево, два шага направо, шаг вперед и два назад..."?
- Каждый общественно-политический процесс развивается волнообразно. Это как живой организм. Вспомните конец 80-х - начало 90-х прошлого столетия. Этот период и у нас завершился провозглашением независимости. А тогдашнее изумление Буша-старшего результатами украинского референдума, когда даже в том же Крыму 56 процентов проголосовали за независимость. Да, теперь это принято называть эйфорией. Но затем пошел длительный спад, который, опять же, сменился Майданом. А сегодня попробуйте вывести на улицы людей!..
И это - благодаря тем глупостям, которые допустил нынешний президент. Однако мы все равно идем вперед. Как-то перед телекамерой на улицах Львова задали вопрос молодому человеку, дескать, считает ли он возможным возвращение Союза ССР. В ответ: а возможно ли возвращение Римской империи?
Иное дело, что старший то ли брат, то ли сестра умело тормозят наше поступательное движение, вцешись в Украину, как черт в сухую грушу. Оно и не удивительно: кто не знает, чем была Украина для России. Вот еще одна историческая параллель. Финляндия в 1917 году провозгласила независимость на несколько недель раньше Украины. Но банды Муравьева почему-то не пошли туда, а поперли именно на Киев.
- С этим понятно. Однако Украина ведь не только топчется на месте, но и откатывается назад из-за размытости национальной идеи, безликости политических сил, хронической нехватки ярких, харизматичных лидеров, таких, например, как те же Винниченко, Грушевский, Коновалец, Бандера...
- Да бросьте, разве подобных откатов не было в истории куда более развитых стран! А касательно упомянутых исторических личностей, то Винниченко, по моему убеждению, как раз все и испортил своим социализмом, а Грушевский, хотя и был блестящим историком, однако политиком - никаким. Как, извините, говорят у нас на хуторе, до ж... карие очи. К тому же я не считаю, что Украина откатывается назад. Во-первых, если бы не украинская национальная идея, Союз не развалился бы.
Впрочем, о национальной идее мы можем дебатировать много лет и остаться при своих мнениях. Это мне напоминает средневековый спор теологов о том, сколько чертей может уместиться на кончике иглы. Во-вторых, ни наши политики (за редким исключением), ни наша элита, ни даже большинство во всем разуверившегося так называемого электората не стремятся в братские объятия России. В-третьих, в отличие от многих бывших республик-сестер у нас не стреляли и не проливали крови. Ведь даже в свое время в Крыму не удалось дестабилизировать ситуацию, не говоря уже о Майдане. Просто наше поступательное движение не такое и не того качества, как бы нам с вами этого хотелось.
- И все же, кого из нынешних украинских политиков вы считаете способным переломить ситуацию хотя бы по образу и подобию наших ближайших западных демократий?
- На мой взгляд, вопрос о демократии, ее определении и уровне весьма наивен. И это подтверждают исторические факты. Если в каком-то обществе слишком много демократии, это неизменно приводит к усилению роли аристократии, а в конечном счете может привести к диктатуре. И наоборот. Не в этом, конечно, суть. Главное, чтобы Украина была украинской. Даже любая национальная футбольная команда будет проывать без духа патриотизма в ней.
Теперь о наших политических лидерах. Они за месяцы и даже за несколько лет не вырастают. Вспомните, что пережила и сколько шла Франция к своему Наполеону. По поводу нашего лидера я уже частично высказался. Однако, по большому счету, сегодня мы имеем только одного лидера общенационального масштаба - это Тимошенко.
- Помнится, характеризируя национальное самосознание наших западных соседей, вы утверждали, что, мол, даже польская тка, оказывая услуги иностранным клиентам, ни на минуту не перестает осознавать себя полькой. Почему это благородное качество, не ция, конечно, а осознание себя гражданином родной страны, несвойственно многим нашим соотечественникам?
- Нас часто и небезосновательно упрекают в отсутствии патриотизма. Попробуйте англичанину сказать, что Англия - плохое государство. Он и слушать вас не станет. Это Черчилль или Блэр могут быть плохими. А Британия - превыше всего, и это дискуссии не подлежит. В случае с Украиной следует учитывать некую ситуативность и тот факт, что, будучи сотни лет в безгосударственности, она не могла утвердиться как та же Англия или Франция.
Кроме того, следует учитывать и то, что внешнее давление на наше государство намного сильнее, чем, к примеру, на Туркмению или Эстонию. Помнится, еще в 1913 году Масарик писал в "Киевлянине" о том, что "финский вопрос, польский вопрос, армянский вопрос - это окраинные вопросы, а украинский вопрос бьет в самое сердце родины". Конечно, он имел в виду тогдашнюю Россию.
Вопрос патриотизма - это и вопрос самоидентификации. В далеком 1848 году вся Германия жила мечтой о воссоединении тех земель, где али немцы, и прежде всего, конечно, Австрии. Однако ни тогда, ни в 1918 году, когда снова рушились империи, ни тем более теперь австрийцы и не думают о воссоединении с Германией. Или вот еще пример - Молдавия. Казалось бы, кто запрещает молдаванам, по сути румынам, воссоединиться с Румынией? Однако все не так просто, ведь одни долгие годы жили под пятой Москвы, а другие имели хоть относительную, но самостоятельность.
Слава богу, у нас сегодня даже не вспоминают о разделениях-присоединениях. Наш так называемый сепаратизм - это скорее политическое пугало, чем серьезная доктрина. Конечно, на бытовом уровне мы подшучиваем о волыняках, бойках, лемках. Как говаривали в моем селе: "За Радеховом (райцентр на Львовщине. - Авт.) - волыняки, а за Львовом - гуцуляки".
- Здесь впору задать вопрос: какое общество мы сегодня строим, особенно если учесть наши коррупцию, амость, маргинализацию элиты, пауперизацию большинства сограждан? Наблюдая все это, стали бы вы, как и в 1960-е, на путь диссидентства?
- Конечно, нет. Да и смысла в этом нет никакого, ведь тогда диссидентство было протестом против оккупантов. Безусловно, многие из нас, тогдашних диссидентов, сильно изменились. Но ведь меняется и государство. То, что мы все вместе сегодня строим, - это уже не коммунизм, но еще и не капитализм. Кстати, большинство латиноамериканцев, а среди них у меня много знакомых, очень не любят США, но вместе с тем хотели бы жить именно как американцы.
Что-то похожее и с политиками. Где вы видели непродажных политиков? К примеру, англосаксы никогда не говорят, что их политики хорошие или плохие. По их меркам, если та или иная политсила засиделась при власти, ее следует менять. То есть там одни стерегут других. Иными словами, вопрос идет о гражданском контроле, который бы не позволял скурвиться политикам. Мы, к сожалению, пока не имеем такого контроля ни за партиями, ни за политиками. Нам, как это ни прискорбно, все время приходится выбирать между плохими и еще худшими. Так было, когда голосовали за Кучму против Симоненко. Слава богу, сегодняшний уровень нашей политической культуры позволяет нам критиковать обоих Викторов - ведь есть за что.
Теперь о богатых и бедных. Есть такой анекдот. Когда Сталин умер и попал в ад, то встретил там Грозного. Вот Иван и спрашивает у Сосо, мол, как там дела в государстве? Тот и рассказывает, что, к сожалению, и дальше богатые скачут, а бедные плачут. Грозного это, конечно, не удивило, однако когда Сталин поведал, что а стала 40-градусной вместо 44-градусной, как раньше, вот тут-то царь и рассмеялся: стоило, мол, за эти четыре градуса делать революцию! У нас сегодня многое не стоит затраченных сил и средств. Кроме того, наши "скоробогатьки" еще не узаконили своего богатого существования, а бедные не привыкли к тому, что они бедные.
Или вот такое. Американцу ни за что не вдолбить, что любить Америку - это любить родину. Он упрямо любит себя и убежден: если построит свой маленький рай, это будет хорошо и для Америки. Мы, украинцы, не меньшие индивидуалисты, ведь даже присказку имеем: гуртовое - чертово. Но ведь не наша вина, что мы так долго находились в системе коллективистских восточных координат.
- Иными словами, как в прибаутке об английском газоне, который надо поливать и стричь в течение трехсот лет, чтобы он имел презентабельный вид. Только вот жаль, что за 16 лет мы не только не увидели конца-края пустыне, но и не обрели украинского Моисея.
- Отчего же, разве Тарас Шевченко - не украинский Моисей? Да к тому же учтите, что Моисей приходит к своему народу только раз за всю его историю. К тому же, кажется, англосаксы шутят: почему, мол, Моисей вел евреев через пустыню? Оказывается, потому, что ему было стыдно вести их через города. Различные типы наций в различные времена по-разному обустраивали свою жизнь, ведь они во все века находились не в пустыне, а в самом средоточии цивилизационных путей и всегда на изломе миров. Однако не думаю, что так уж долго нам придется поливать и стричь "украинский газон". Мы все же сметливый и ухватистый народ.
- Интересно узнать, какой, на ваш взгляд, должна быть сегодня региональная элита и какие слои общества ее представляют: депутаты, местные политики, ученые, творческая интеллигенция, госслужащие?
- Сегодня, в эпоху информационных технологий, вряд ли можно делить элиту на центральную и региональную. Конечно, в каждом регионе она имеет свои особенности: что интересно и дорого для галичанина, может оказаться второстепенным для донетчанина. Упаси бог, я не утверждаю, что Донбасс хуже Галичины. Скорее, наоборот, там - экономическая мощь нашей страны. Но вместе с тем припоминаю донецкого шахтера, который когда-то изрек: "Подбросьте нам колбасы, и мы забалакаем по-украински". Тогда, помнится, ему сотнями килограмм слали из Галичины колбасу... А вот недавно встретил юриста из мариупольской "Азовстали". На мое сокрушение, мол, нам бы ваш индустриализм, он с долей горечи ответил: "А нам бы ваш культурализм".
И еще, как мне кажется, не стоит путать понятия "элита" и "истеблишмент". Тот, кто имеет должность, не всегда представляет элиту. Григорий Сковорода отказался от всех должностей и почестей и стал сирым странником, однако, по определению Ивана Дзюбы, "был первым умом нашим". К сожалению, сегодня многие мои коллеги-профессора и тем более политики различных мастей и рангов, как говорят галичане, говна стоят.
Юрий Криль, Ярослав Труш, Львов, "CN-Столичные новости"