После пяти месяцев настойчивых усилий Министерства транспорта и связи Украины правительство, наконец, дало согласие на поэтапное повышение тарифов на перевозки грузов ж/д транспортом на 10% до конца года. Согласно принятому решению, индексация тарифов будет осуществляться с 1 июня примерно на 1-2% в месяц. Наряду с этим Министерство экономики Украины поддержало Минтранссвязи в его намерении снизить тарифы на перевозки грузов в частных полувагонах и газовых цистернах на 20% для всех потребителей.
Таким образом, основному потребителю услуг «Укрзализныци» – предприятиям горно-металлургического комплекса (ГМК) Украины удалось добиться, во-первых, снижения притязаний транспортного монополиста в отношении роста стоимости перевозок примерно в 4 раза, а, во-вторых, отсрочить данную меру на пять месяцев. Кроме того, готовящийся Приказ Минтраннсвязи о снижении стоимости перевозок в частных вагонах сулит их владельцам существенную экономию.
Напомним, что, катастрофическое состояние украинского вагонопарка, который «Укрзализныця» не обновляет уже много лет подряд, подтолкнуло металлургов к решению этой проблемы собственными средствами. В результате на сегодня украинский вагонопарк оказался на 26% укомплектованным частными вагонами. И, как считают эксперты, снижая стоимость перевозок грузов в этих вагонах, «Укрзализныця» пытается поощрить вынужденные шаги потребителей в направлении дальнейшего расширения общего вагонопарка за счет их покупки.
Как известно, решение об очередном повышении тарифов на грузовые ж/д перевозки вызревало с декабря прошлого года. Тогда Минтранссвязи и «Укрзализныця» планировали увеличить стоимость перевозок на 19-42% с 1 января нынешнего года. Тем не менее, благодаря яростному протесту Федерации металлургов Украины (ФМУ), требовавшей проведения реформ в транспортной отрасли и, в частности, в тарифной политике, его принятие удалось надолго отсрочить. Более того, к февралю ФМУ подготовила ряд требований правительству, выполнение которых могло бы навсегда положить конец произвольному и непрозрачному росту тарифов на грузовые перевозки в Украине.
Речь шла, в первую очередь, о создании независимого регулирующего органа в транспортной отрасли (аналогичного Национальной комиссии регулирования энергетики Украины), а именно – Национальной комиссии по вопросам регуляции тарифов на транспорте. Кроме того, металлурги в союзе с Антимонопольным комитетом Украины ходатайствовали о выработке экономически выверенного механизма формирования тарифов. Как известно, подобное реформирование деятельности «Укрзализныци» необходимо именно потому, что на сегодня она соединяет в себе функции как субъекта хозяйствования, так и органа управления.
Тем не менее, правительство никак на эти предложения не отреагировало. В результате Минтранссвязи подготовило новый проект Приказа о введении с 1 марта нынешнего года коэффициентов к тарифам Сборника тарифов на перевозку грузов железнодоным транспортом, в размере 2-3% ежемесячно. То есть, к концу года ежемесячные 2-3% дали бы рост стоимости грузовых ж/д перевозок примерно на 30%. Наряду с этим Минтранссвязи развернуло активную PR-компанию, в ходе которой общественность услышала патетические аргументы готовящегося повышения от профсоюзов транспортной отрасли, Министерства угольной промышленности Украины и даже от облгосадминистраций промышленных регионов.
Тем не менее, встретив серьезный отпор и, видимо, опасаясь реформ, проведение которых лишило бы «Укрзализнацю» возможности произвольно повышать тарифы даже в самом незначительном размере, Миниранссвязи вскоре в третий раз за этот период сократил свои требования. Таким образом, Кабинет Министров Украины рассматривал проект Приказа, в котором транспортники предлагали ввести индексацию тарифов на грузовые ж/д перевозки с 1 мая на 2-3% ежемесячно (по 3% в летние месяцы и по 2% – в мае, осенью и в декабре). В итоге к концу года стоимость перевозок выросла бы на 18,3%. Однако здесь в дело вмешалось Минэкономики и настояло на тех параметрах индексации, которые ныне зафиксированы в правительственном решении.
Как бы то ни было, но, несмотря на одержанную победу, метпроизводители не особенно порадовались первомайскому подарку от правительства. И на то есть свои причины. Прежде всего, речь, конечно же, идет о неизбежном росте себестоимости производимой ими продукции. Так, согласно подсчетам экспертов, себестоимость производства одной тонны квадратной заготовки увеличится на 2,5 доллара на каждые 2% повышения тарифов. Разумеется, это повлечет за собой рост цен на отечественную металлопродукцию, что негативно скажется не только на финансово-хозяйственной деятельности меткомбинатов, но и нанесет серьезный удар украинскому машиностроению.
Однако, у металлургов, похоже, выбора нет. «Если правительство повышает тарифы, значит, мы будем повышать цены на свою продукцию. А что нам делать? Посмотрите, какие цены концентрата, руды, природного газа. Они же заоблачные!» – заявил председатель правления ММК им. Ильича Владимир Бойко. В свою очередь первый заместитель председателя правления завода «Истил Украина» Фарух Сиддика отметил, что вследствие стоимости ж/д перевозок его предприятие уже сейчас вынуждено доставлять примерно ину своей продукции в Мариупольский порт грузовым автотранспортом, а в связи с грядущим повышением тарифов планирует увеличить долю автоперевозок еще больше. Это при том, что автоперевозки всегда были значительно дое железнодоных! Впрочем, видимо, не теперь и не в Украине, поскольку, как напоминают представители меткомбинатов, сегодня тарифные ставки на железнодоные перевозки на Украине в два раза выше, чем в России.
Впрочем, главная причина неудовлетворенности потребителей услуг «Укрзализныци» правительственным решением заключается отнюдь не в том, что тарифы все-таки повысят. А в том, что, ограничив размеры повышения, Кабмин, похоже, этим и удовольствуется, отложив реформы в подотрасли на далекое будущее и предоставив их проведение самому Минтрансу.
Елена Герасимова, для E-NEWS