Бразильская авиастроительная корпорация Embraer готова купить украинские технологии строительства самолетов. Этот контракт позволит влить в АНТК им. Антонова несколько миллиардов долларов.
АНТК им. Антонова будет участвовать в проектировке и строительстве нового военно-грузового самолета Embraer С-390. Об этом «ДЕЛУ» сообщил заместитель министра промышленной политики Виктор Падалко. Это заявление совпало с визитом в Украину президента Бразилии Луиса Игнасиу Лулы да Силва.
Сейчас украинский авиаконцерн и бразильский производитель самолетов — компания Embraer — подошли к финальной стадии переговоров. Для АНТК им. Антонова этот проект интересен прежде всего с финансовой точки зрения. За то, что украинское предприятие поделится с конкурентами своими технологиями по производству такого же типа самолетов, оно сможет получить несколько миллиардов долларов. Еще два года назад проектировку С-390 бразильские чиновники оценивали в $5 млрд. Для сравнения, стоимость проектировки пассажирских самолетов семейства 170 для Embraer обошлась в $12 млрд.
Впрочем, сейчас стороны не озвучивают финансовые детали партнерства. Генеральный конструктор АНТК им. Антонова Дмитрий Кива уточнил, что между сторонами подписан жесткий договор о неразглашении условий сотрудничества. При этом генконструктор не стал опровергать, что «антоновцы» намерены участвовать в совместной разработке нового самолета.
Прототип самолета Embraer С-390, к строительству которого Бразилия намерена привлечь Украину, уже увидел свет. Эксперты находят внешние сходства этой машины с разработанными АНТК моделями Ан-70 и Ан-72. Впрочем, по техническим характеристикам судно существенно отличается от этих моделей. В первую очередь грузоподъемностью. Так, планируется, что С-390 сможет поднимать на борт 20 тонн. Это в два раза меньше модели Ан-70. Наиболее близкая к С-390 модель по грузоподъемности — Ан-12, снятая с производства.
Директор Центра экономического и политического анализа Александр Кава утверждает, что сейчас на чертежах у украинского производителя есть похожая машина — транспортный вариант Ан-148 грузоподъемностью 12 тонн. Возможные сроки реализации этого проекта пока неизвестны.
Проектировку С-390 бразильские чиновники два года назад оценивали в $5 млрд. На какой процент из этой суммы может рассчитывать АНТК им. Антонова, на данном этапе оценить довольно сложно. По словам специалистов, во многом это зависит от объема выполняемых работ. В среднем на полную проектировку нового судна уходит примерно 2-3 года. Начальник отдела управления качеством авиакомпании «МАУ» Юрий Максимов поясняет: помимо стоимости работ, в сумме оплаты будут учтены затраты на испытания, а также техническое сопровождение в начальный период эксплуатации.
Два года назад ориентировочная стоимость Embraer С-390 оценивалась производителем в $50 млн. Впрочем, эксперты допускают, что спустя несколько лет цена самолета может увеличиться примерно на 30-40%. Например, стоимость аналогичной модели — американского транспортного самолета Hercules С-130 — на данный момент превышает $100 млн.
Embraer — бразильская авиастроительная компания. Специализируется на выпуске пассажирских региональных судов. Основана в 1969 году. Последние разработки — модели семейства E-Jet 170 и 190.
О создании военно-грузового самолета С-390 бразильская компания Embraer заявила несколько лет назад. Планируется, что С-390 сможет перевозить колесные бронемашины, а также использоваться в качестве самолета-заправщика. При этом производитель уже имеет заказы на эту модель со стороны бразильских, британских и американских военно-воздушных сил. Ориентировочная цена одного самолета — $50 млн.
Ольга Джелебова
Инф. delo.ua