Несколько дней назад мы отметили 9 мая. Для каждого человека этот "праздник со слезами на глазах" особенный. Во-первых, потому что цена, которую заплатил Советский Союз за освобождение мира от гитлеризма, запредельно высока – 26,6 миллионов погибших (по последним данным Министерства обороны России). Во-вторых, потому что до сих пор этот праздник объединял всю нацию, будучи по-настоящему государственным и по-настоящему народным. Так было много лет. Но нынче эта добрая традиция была нарушена. Коммунисты попытались превратить День Великой Победы в День чествования Сталина, в общероссийский политический митинг, пишет newsland.ru.
В Москве они прошли демонстрацией от Пушкинской площади по Тверской и завершили свою "праздничную" акцию именно на Лубянской площади, где лежит Соловецкий камень. Несомненно, это была хорошо продуманная провокация, ведь ничто не может оскорбить память жертв сталинских репрессий больше, чем многочисленные портреты усатого вождя и здравицы в его честь.
Впрочем, такими же провокационными были и мероприятия, устроенные коммунистами в некоторых городах России по случаю открытия памятников и бюстов Сталину. Например, в Якутске, вокруг которого находилось 105 гулаговских лагерей, КПРФ решила установить привезенный из Северной Осетии четырехтонный бюст Сталину из красного гранита. И когда этому решительно воспротивился мэр города Юрий Заболев, ему пригрозили народным недовольством и отставкой. В Кирове коммунисты превратили праздничный парад в манифестацию прославления Сталина, не обращая внимания на протесты многих людей. В Тамбове они с помпой установили "золотой" бюст вождя, возмущаясь при этом, что "историческую справедливость" восстанавливает не государство, а КПРФ. Однако неопровержимые исторические факты свидетельствуют: проведенная Сталиным коллективизация сельского хозяйства стоила жизни 14,5 миллионам человек; во время его "большой чистки", шедшей с 1936 по 1939 год было уничтожено 600 тысяч человек (в том числе был казнен 81 из 103 советских генералов и адмиралов); за время правления Сталина было отправлено в лагеря 20 миллионов человек и около 10 миллионов погибло; Сталин, продолжая дело Ленина, создал мобилизационную систему, которая существовала только за счет насилия и постоянных человеческих жертв. Если принять во внимание все эти факты, то можно подумать, что те, кто идет сейчас на поводу у коммунистов, просто сошли с ума.
Ведь в здравом уме и твердой памяти нельзя до такой степени не уважать себя и свою страну, чтобы спустя много лет благодарить тирана за тотальное и намеренное уничтожение народа. И довольно мерзко в этих попытках КПРФ возродить сталинизм в России выглядит откровенное использование коммунистами ветеранских организаций. Как ни посмотришь очередную заявку на установление памятника Сталину – везде "по просьбе ветеранов".
Хотя политическая подоплека всех этих действий со стороны КПРФ очевидна: зюгановцы начали масштабную предвыборную кампанию в Госдуму, они начали борьбу за власть. Ничего кроме Сталина – в качестве старого-нового символа победы и "порядка" – они предложить не могут, но им это и не нужно, потому что сама власть в немалой степени виновата в том, что сегодня происходит. Главным образом потому, что критика сталинизма и правдивая информация о войне, о "большом терроре" и коллективизации в самом начале 2000-х была серьезно притушена. Этим как бы подчеркивался контраст с "антикоммунистическими" девяностыми.
На телеэкраны вышли не только фильмы о Сталине, рассказывающие о его положительной роли в истории, но и те публицисты, которые доказывали, что вождь был и "великим полководцем", и "великим учителем", и "великим модернизатором". Именно они, а не их противники активно формировали в стране общественное мнение. При этом любое упоминание о преступлениях сталинского режима на международном уровне воспринималось у нас как попытка "очернить Россию" и "навязать нам чувство вины".
Когда в стране появились два пособия для учителей истории, где Сталин был назван "успешным управленцем", действующим "рационально" – он укреплял советское государство, превращая его в промышленно развитую державу – это вызвало скандальный резонанс. Но власть постаралась успокоить общество: оказывается, деятельности Сталина просто постарались дать "сбалансированную" оценку. При этом не нашлось ни одного публичного оратора, который смог бы четко и внятно объяснить, что экономика, в основе которой лежит труд миллионов заключенных (в том числе и ученых в "шарашках"), по определению не может быть эффективной.
Какую цель преследовала власть, фактически реабилитируя Сталина, можно только догадываться. Возможно, она искала более широкой поддержки в народе, полагая, что советский миф о мудром вожде настолько неистребим, что легче наполовину с ним согласиться, чем пытаться излечить от этой тяжелой болезни. Кстати, социологи, исследующие сегодня повальную вспышку сталинизма, утверждают, что она исходит даже не от ветеранов, а от граждан в возрасте 40-55 лет, получивших образование при советской власти. Существовало три объективных обстоятельства, которые указывали на то, что советский миф о Сталине будет не только возвращен в головы российских граждан, но и многократно усилен. Во-первых, заявление Медведева и Путина о насущной необходимости модернизации страны. Во-вторых, 130-летие со дня рождения Сталина. В-третьих, 65-летний юбилей Великой Победы. Но власть не сделала ровным счетом ничего, чтобы донести до народа страшную правду о Сталине. Информация об "отце всех народов" была слишком "сбалансированной".
Результат такого ничегонеделанья мы видим теперь, когда и 1 мая, и 9 мая превращаются во всероссийские Дни Сталина. Вполне очевидно, что преследуя свои цели, КПРФ стремится не только расколоть общество, но и утвердиться на российской политической сцене в качестве главного игрока. Никто не смог бы ей помочь в этом лучше, чем Сталин.
Похоже, власть все же почувствовала опасность сталинизма, которая сегодня существует на уровне возрождения символов, а завтра может стать главной угрозой возрождения России. Накануне празднования Дня Победы президент Дмитрий Медведев дал интервью газете "Известия", в котором недвусмысленно заявил о том, что Сталину нет прощения, и что СССР и после войны был тоталитарным и экономически неэффективным государством. "Ни в коем случае нельзя говорить, что сталинизм возвращается в наш быт, что мы используем символику, что мы собираемся использовать какие-то плакаты, еще что-то делать. Этого нет, и не будет. Это абсолютно исключено. И в этом, если хотите, нынешняя государственная идеология и моя оценка как президента", – жестко заявил Медведев и пообещал, что власть откроет архивы и снимет всякого рода грифы секретности с документов сталинского периода.
По мнению президента, Россия должна знать и помнить о своих трагедиях. Сегодня же, согласно данным соцопросов, 90 % российской молодежи не могут назвать имена жертв советских "чисток" и сталинских лагерей. Зато молодежь, как хорошо заученный урок, повторяет слова о том, что Сталин был великим полководцем и эффективным управленцем, а российские правозащитники и писатель Солженицын просто "сфальсифицировали количество репрессированных". И это не высказывание юного сторонника КПРФ, а умозаключение, сделанное вчера в эфире радиостанции "Эхо Москвы" одним из самых "ценных кадров" депутатского корпуса "Единой России" Максимом Мищенко, который возглавляет молодежное движение "Россия молодая". Выходит, партия власти в своей оценке Сталина недалеко ушла от коммунистов.
E-NEWS