Можно бесконечно долго описывать слагаемые красоты, а сама красота при этом ускользнет. Мудрый Гомер, видимо понимая тщетность подобных усилий, описал красоту Елены таким образом: когда она проходила по улицам Трои, беседующие старцы замолкали и оборачивались ей вслед. В этом описании все срабатывает: и то, что зрителями были старцы, а не юнцы, и то, что они были заняты беседой, и, наконец, то, что Елена не прикладывала никаких усилий, чтобы привлечь их внимание, — не пела, не танцевала, а просто шла мимо.
Не названа ни одна из ее прелестей, и тем не менее читатель верит Гомеру на слово, что из-за такой женщины могла разразиться Троянская война.
Этот замечательный художественный прием (эффект «зеркала») помогает понять: в феномене красоты участвуют две стороны — сам объект и зритель. А любой зритель — пленник своей собственной мечты.
Теперь пример из нашего времени. Журнал «Пари Матч» опросил десятерых французов, известных и уважаемых людей, желая внести определенность в понятие женской красоты. Они должны были назвать обладательниц самых красивых глаз, губ, бюста, талии, бедер, ног. Ценители женской красоты (а среди них были известные режиссеры, актеры), видимо, старались быть предельно объективными, иначе в их списках не оказалось бы такого разнообразия имен. А в самом конце их попросили назвать просто самую красивую женщину. Удивительно, но «финалистками» этого заочного конкурса стали вовсе не те, кого «члены жюри» называли в своих списках по отдельным пунктам. Совпадений почти не нашлось.
Этот эксперимент наводит на еще один вывод: феномен женской красоты не определяется ее слагаемыми.
Этим, видимо, отчасти можно объяснить то разочарование, которое испытывает публика, знакомясь с победительницами конкурсов красоты. Девушек тщательно отбирают (речь идет о тех конкурсах, где это делается добросовестно, а не в каких-то иных целях), обмеривают, взвешивают, сравнивают их разнообразные внешние достоинства, а результат… обескураживает.
Можно предположить, что красота не поддается объективной, бесстрастной оценке. Ей требуется не простозритель, а зрительское восхищение, субъективность, эмоции.
Когда мы смотрим на портреты прекрасных женщин, созданные великими мастерами, мы тоже можем испытать некоторое разочарование. У женщин Рубенса слишком тяжелые бедра, у красавиц Ботичелли нет талии, безбровое лицо Джоконды очаровывает далеко не всех, Саския Рембрандта несколько одутловата, а у Махи на портретах Гойи, по современным меркам, слишком коротки ноги…
Но удивительно другое. Женщина, вдохновившая художника, защищена от равнодушного взгляда. Ее красоту уже открыл тот, кто создал портрет. Конечно, на зрителя воздействует прежде всего талант, делающий интересным любой объект изображения. Но в данном случае объект — женщина, казавшаяся мастеру прекрасной. И, глядя на портрет, мы следуем за пристрастием художника.
Получается, что объективный подход рождает стереотипы, а субъективный—рушит их. Можно сколько угодно спорить с художником, что у красивой женщины талия должна быть тоньше, нос — короче, ноги — стройнее, и тем не менее титул «королевы красоты» иной раз вызывает больше сомнений, чем нервная, угловатая прелесть Иды Рубенштейн на портрете Серова.
Конечно, все это спорно. Как спорна всегда и сама красота. Язвительная Фаина Раневская осадила как-то зрителя, не разделявшего восторгов по поводу «Джоконды». «Молодой человек, — сказала она, — эта женщина уже стольким нравилась, что может сама выбирать, кого ей восхищать». Несомненно, красота — дело вкуса. «Джоконда» — это вкус Леонардо, его выбор, его восхищение.
Микеланджело в стихотворении «В чем сущность красоты» говорит, что он «пленен особой красотою, к которой устремлен любой творец… И в ней душа нашла свой образец. Познав ее, познаешь совершенство».
Безусловно, художник — самый искушенный «познаватель совершенства». Ему открывается больше, чем самому добросовестному жюри. Он видит не только формы, но и цвет, и линию, схватывает мимику, пластику—то, что придает выражение чертам, формам и «параметрам». А кто, кроме художников, замечает, например, такие детали, как «вставки»? Есть места в строении тела, где одна форма как бы «вставляется» в другую: шея в торс, кисть—в предплечье, ступня — в голень. «Вставки» подчеркивают красивые формы, не зря эти места испокон века женщины обозначали украшениями: ожерельями, браслетами, ремешками, кольцами… Можно целую поэму посвятить изысканности «вставок».
«Открыватели женской красоты» — это, конечно, не только портретисты. Это любой заинтересованный зритель, а значит, все, кто чуток к красоте. Но есть целый клан профессионалов, работающих в этой области: фотографы, модельеры, кутюрье, гримеры. Именно этим специалистам удавалось создавать для красавиц мифы, легенды—то, что в последнее время принято называть имиджем. Некоторые модельеры совершали перевороты в массовом сознании, разрушая стереотипы ради создания новых стереотипов (мода — всегда стереотип).
Последний такой переворот произошел на демонстрации весенней коллекции моды в Нью-Йорке. Двадцативосьмилетняя Кристин Мак Менеми бросила вызов вкусам публики. Ее угловатая фигура, веснушчатое лицо с неправильными чертами, «мрачная» стрижка, странная походка сначала вызывали недоумение. Ее называли «неуклюжей костлявой птицей с лицом робота». Именно на этот эффект, видимо, и рассчитывал знаменитый модельер Карл Лэгерфелд. Но одно дело — эпатировать вкусы публики и совсем другое — создать новый имидж прекрасной женщины.
«Мак Менеми — чистый лист бумаги, — заявил Лэгерфелд, — ее сильная натура поможет осуществить любой замысел». Вскоре оценки публики изменились: зрители стали отмечать кошачью походку, насмешливый взгляд, неповторимую экстравагантность новой модели. Ее начали приглашать самые престижные журналы, сейчас она участвует во всех интересных шоу Америки. Кристин Мак Менеми отныне — общепризнанная звезда.
Можно, конечно, объяснить этот успех прихотями моды, ее капризом. Но интересно сопоставить две, на первый взгляд, взаимоисключающие оценки, данные Лэгер-фелдом: «чистый лист бумаги» и «сильная натура». И то и другое помогло модельеру осуществить свой замысел —создать новый имидж экстравагантной красоты. А чтобы понять, как это трудно, вспомните тех красавиц, которые сумели стать кумирами прежних поколений.
Многие из них, также как и Кристин Мак Менеми, выворачивали наизнанку предыдущие идеалы. Таковы, например, Марлен Дитрих, Барбара Стрейзанд, Лайза Минел-ли, Анни Жирардо. Возможно, режиссерам, менеджерам, модельерам, работавшим с ними, они казались «чистым листом бумаги». Потому что с ними можно было «осуществить любые замыслы». Но все они отличались и «сильной натурой» — неординарностью и талантом. В этот ряд можно поставить еще многих женщин, необычная внешность которых волею судьбы попала в лучи славы.
Открытие Софи Лорен произошло, казалось бы, самым законным путем. Она стала победительницей конкурса красоты в провинции, переехала в эим и стала сниматься в кино. С тех пор вот уже почти сорок лет ее имя — символ прекрасной женщины, принятый во всем мире.
Но, по признанию самой актрисы, ее внешность вначале не удовлетворяла режиссеров и операторов. Крупные черты лица, широковатые бедра, большая ступня — все было слишком необычно для узаконенной формулы красоты. Ее просили сделать пластическую операцию — изменить форму носа. Но Софи Лорен, обладая сильной натурой и уважением к собственной внешности, отказалась наотрез. И как всегда, в открытии красоты свою роль сыграл пристрастный зритель. В данном случае им оказался режиссер, восхитившийся неординарностью актрисы. В фильме «Брак по-итальянски» мир увидел ослепительно прекрасную Софи Лорен, которая позволяла себе быть самой собой — не кокетливо-женственной, а царственной.
Грим не скрывал, а подчеркивал крупный рот, широкие скулы, камера фиксировала пышную грудь, бедра, крупные ступни, свободную, размашистую пластику. Это была богиня — с изящными запястьями и щиколотками ( «вставками»), высокой шеей-башенкой, стройной талией, лепными плечами… Казалось, так щедро природа еще никого не одаривала.
Как быть красивой?
«Никогда не объясняйте пренебрежение к себе чрезмерной занятостью. Это отговорка, — считает актриса. — Помните: все в ваших руках, а красота стоит того, чтобы за нее бороться. Конечно, трудно постоянно совершать насилие над собой. Я, например, иногда бросаю занятия гимнастикой, но угрызения совести по этому поводу становятся так мучительны, что выбора не остается. А стоит только возобновить занятия — и радость от упражнений, их очевидная польза перевешивают недавние терзания. И так — до следующего приступа лени…
Трудно стать неотразимой, если вы ленивы или не верите в свои достоинства. Женщина, которая постоянно думает о своих недостатках, заставит поверить в них и окружающих. И наоборот, женщина, уверенная в своей красоте, сумеет убедить в этом остальных».
Софи Лорен обычно ложится спать в 9 часов вечера. Встает в 6 утра, чтобы успеть «почувствовать, как пробуждается мир». Делает зарядку, потом идет в сад, чтобы полюбоваться цветами, подышать их ароматом. Она не курит, не употребляет спиртное, отказывает себе в масле и жареных блюдах. Правда, как всякий живой человек, она подвержена слабостям. «Я обожаю покер,— признается актриса,—засиживаюсь иной раз допоздна. И вот тут-то меня одолевает соблазн покурить или съесть такое блюдо, о котором я не смею и мечтать при свете дня. На некоторых так же пагубно действует телевизор: сигареты и закуска обычно дополняют телебдения. Боритесь с такими привычками!»
В первую очередь это вредит коже. А от состояния кожи, волос, мышц в первую очередь зависит красота, считает актриса. В ее распорядок дня и рацион входит постоянная забота об этих составляющих красоты.
Интересно, что Софи Лорен придает такое же большое значение воде, как и автор гипотезы, речь о которой шла в статье «Стакан воды». Она тоже считает, что в первую очередь клеткам кожи надо возвращать влагу.
Для этого она выпивает ежедневно 2 л минеральной воды, что способствует эластичности кожи, промывает почки, выводит шлаки. Актриса убеждена, что тот, кто пьет меньше, обречен на ранние морщины. «Пейте больше жидкости, — советует она. — Тем самым вы поможете коже остаться молодой и свежей. Для этих целей подходит все — вода, соки, кофе, чай. Я предпочитаю минеральную воду с ломтиком лимона. А бабушка давала мне стакан обычной подслащенной воды с лимонными корочками. Из-за жёлтого цвета она называла этот напиток канарейкой. Я всем его рекомендую».
Кроме этого, Софи Лорен ежедневно выпивает стакан йогурта с ложкой пивных дрожжей, что, по ее мнению, Придает упругость коже и блеск волосам. Через день она съедает по ананасу, обеспечивая себя таким образом целым комплексом витаминов и дополнительной жидкостью.
Она с удовольствием принимает контрастный душ (4 переключения крана), который улучшает кровообращение. После гимнастики встает под холодный душ, что поддерживает тонус мышц и помогает сохранить форму бюста. Иногда по утрам добавляет в раковину, наполненную водой, несколько кубиков льда и опускает туда чистое лицо. Холодная вода стягивает пары, тонизирует кожу. «Глаза делаются ясными и чистыми», — замечает актриса, обнаруживая к холоду почти такую же симпатию, как у нашего автора Валерия Туева (см.статью «Холодная жизненная сила» в этом номере).
«Но только не используйте в косметических целях сразу очень холодную или очень горячую воду. Дайте коже привыкнуть к температуре, — советует Софи Лорен, — иначе на ней появятся мелкие разрывы сосудов. От этих красных ниточек избавиться очень трудно».
Софи Лорен убеждена, что горячий воздух— враг красивой кожи. Вытягивая влагу, он сушит кожу, добавляет морщин.
Как этого избежать? Софи Лорен использует самое простое средство — увлажнитель. Если прибора у вас нет, можно просто налить в любой сосуд воду и поставить его возле батареи. Очень полезно, по мнению актрисы, завести побольше комнатных растений, чтобы они насыщали воздух влагой.
Кроме того, кожу надо, конечно, постоянно увлажнять лосьонами и кремами. Софи Лорен предпочитает очищать лицо кремом, хотя допускает использование для этого воды с мылом. Утром после очищения кожи она наносит на лицо легкий увлажняющий крем, а перед сном кладет на чистое лицо более активный питательный крем. Наносить его надо легкими круговыми движениями кончиками пальцев. Иначе можно растянуть кожу. Косметику с глаз она удаляет растительным маслом, считая совершенно необязательным тратиться на специальные кремы для этой цели. После этого вокруг глаз Софи Лорен наносит крем с витамином А. «Для меня этот крем—самый хороший,— говорит актриса. — Он никогда не раздражает глаза, не вызывает аллергии».
В течение двух дней каждые три месяца Софи Лорен устраивает своему организму разгрузку: ест только свежие фрукты и пьет натуральные фруктовые соки без сахара. Таким образом, очищается пищеварительный тракт, укрепляется иммунная система.
Каждый день в течение 10 минут она занимается гимнастикой с гантелями при открытом окне.
Достаточно продолжительный сон (как правило, с 9 до 6, но никогда не меньше 7 часов) при температуре не выше 17°С улучшает обмен веществ, укрепляет нервную систему, обеспечивает дневную активность.
Софи Лорен понимает, что женщина красива, если она радуется жизни, открыта для всего нового.
И все-таки, раскрывая свои секреты, актриса считает, что самую суть красоты каждая женщина должна отыскать в себе сама. «Истинная красота не в том, чтобы выглядеть современно, — говорит Софи Лорен. — У нее есть особенность, которую нельзя перенять ни у кого. Сумейте разгадать этот секрет — и вам удастся понять, что сделает именно вас привлекательной. Только так вы сможете раскрыть свою индивидуальность».
Инф.wbc2t.ru