Как известно, Владимирский проезд соединяет две площади — Михайловскую и Софиевскую, а если точнее — два величественных монумента — княгине Ольге и гетману Богдану Хмельницкому. Эту короткую городскую магистраль можно назвать самой длинной дорогой к истине и духовности, ведь она объединяет архитектурные ансамбли двух уникальных святынь — Михайловского Златоверхого и Свято-Софийского монастырей.
Именно вдоль этой улицы в 1909 году на заседании было принято решение воссоздать "Исторический путь", то есть проложить грандиозную аллею, состоящую из памятников выдающимся деятелям отечественно истории — князю Олегу, княгине Ольге, Святославу Игоревичу, Владимиру Великому, Ярославу Мудрому, Нестору Летописцу... "Первенцем" этого гигантского проекта стал памятник княгине Ольге, сооруженный в 1911 году на Михайловской площади.
Сегодня мы имеем возможность любоваться этим замечательным творением талантливого скульптора и художника Ивана Кавалеридзе, "реанимированным" из небытия (в 1923 году памятник был демонтирован и разрушен). Левая рука княгини крепко зажата в кулак. Оказывается, в первоначальном проекте правительница Руси была изображена с мечом и имела довольно воинственный вид. Митрополит Флавиан потребовал убрать меч и положить правую руку на грудь, где, по его мнению, должен был находиться наперсный крест. "Меч я отбросил, — вспоминал Кавалеридзе, — наперсный крест одел, руку положил на грудь, но левая рука зажала крепко в кулаке конец плаща, и вся фигура по-прежнему сохраняла воинственность и присущую княгине властность. По сути, образ княгини Ольги, правительницы Киевской Руси, остался в памятнике таким, каким был задуман в проекте".
К этому времени площадка для строительства "Исторического пути" вдоль здания Присутственных мест была окончательно расчищена — разбиты клумбы, проложены дорожки, установлены скамейки. Но в связи с финансовыми трудностями, войной и революционными событиями дело дальше не продвинулось. Так и остался возвышаться в конце предполагаемого "пантеона" памятник славному украинскому гетману, скачущему на коне. Киевляне давно мечтали увековечить имя Богдана Хмельницкого, но сбор средств на сооружение монумента император "санкционировал" лишь в 1870 году.
Скульптор Михаил Микешин (автор памятника Екатерине II в Петербурге и Монумента 100-летия Руси в Новгороде) представил на суд общественности проект многофигурной композиции во главе с гетманом и надписью: "Богдану Хмельницкому — единая, неделимая Россия". Но, как всегда, пожертвований на осуществление проекта не хватило — высоту?? фигуры "урезали" до одной единицы, и, если бы Морское ведомство не передало для изготовления статуи 1600 пудов старой корабельной меди, работа с мертвой точки не сдвинулась бы.
В 1879 году ваятель Пий Велионский отлил фигуру гетмана, а скульптор Артелий Обер — его лошадь. По прибытии в Киев "медный всадник" попал на территорию Старо-Киевской полицейской части и пролежал там... восемь лет. Киевляне шутили, что Богдана Хмельницкого арестовала полиция.
Дело в том, что царь Александр III настаивал на пьедестале в виде кургана. К счастью, у "отцов города" нашлось 30 кубических саженей гранитных глыб, оставшихся после возведения Николаевского Цепного моста (1853).
Другая проблема заключалась в том, чтобы развернуть заднюю часть лошади в нужном направлении — ведь с одной стороны возвышалась Святая София, с противоположной — Златоверхий Михайловский, с третьей — Присутственные мета. Выбрали "нейтральную" позицию, но получилось так, что гетман указывает булавой в сторону Москвы. И снова суды-пересуды: хорошо то или плохо? Наконец, 11 июля 1888 года памятник Богдану Хмельницкому был освящен и торжественно открыт.
Киевляне любили свою старинную площадь и приходили сюда отдохнуть душой и телом. Рядом размещался популярный ресторанчик "Древняя Русь", который содержал некий Антон Шайдецкий. Рассказывали, что завсегдатаем этого заведения был Максим Рыльский.
Источник Информации: Сегодня
Автор: Дмитрий Лавров