После освобождения от арабского ига в 10 в. один за другим возникали независимые царства Багратидов со столицей Ани, Арцрунидов в Васпуракане, Рубенидов в Киликиии, позднее – Сюникское царство. Развитие городов, антифеодальные движения (павликиан, тондракийцев) создали предпосылки для развития нового искусства, выходящего за рамки церковного канона. В это время наметились светские тенденции в архитектуре, во фресках храмов появились мотивы из мирской жизни, книжная миниатюра насытилась изысканными орнаментами и более яркой цветовой гаммой. «Для Армении краеугольным камнем национального художественного сознания, – писал Л.Арутюнов, – является беспрецедентный принцип контраста и совмещающихся противоположностей, он сопутствует всему христианскому средневековью – епископы поют гимны любви к женщине, предупреждая европейскую зарю Ренессанса, каменотесы высекают на камнях храмов светские новеллы и притчи, свои собственные, не имеющие ничего общего с религиозным смирением и аскетизмом…».
Творчество первого великого армянского поэта, богослова, музыканта средневековья Григора Нарекаци (10 в.) – одна из вершин национальной литературы. К философско-мистическим откровениям и уникальным для его времени художественным открытиям (аллитерации, внутренние рифмы, композиция, лексика) его поэмы Книга скорбных песнопений обращались последующие поколения армянских поэтов.
Носителями идей армянского Возрождения стали историки-писатели 10 в. католикос Ованес Драсханакертци (История Армении), Товма Арцруни (История дома Арцрунидов), Безымянный Арцруни (История), Степанос Таронеци (Асохик, 11) (Вселенская история).
После затишья, обусловленного нашествиями сельджуков, в литературе 11–12 вв. появилась плеяда разносторонне одаренных и образованных деятелей культуры и науки. Григор Магистрос (990–1059) – ученый, писатель, педагог, военный и государственный деятель, переводил и пропагандировал античную литературу. Известна его поэма Тысяча строк к Мануче – стихотворное изложение Священного писания. В это время в литературе активно разрабатываются новые жанры: Магистрос первый ввел новый для армянской литературы эпистолярный жанр. Его Письма написаны в художественно-публицистическом стиле, автор широко использует мифы и басни.
Аристакес Ластиверци (11 в.) – историк-писатель, продолжил традиции историков 5 в. В сочинении Повествование оставил много сведений по истории Армении, Византии, о нашествии турок-сельджуков, тондракийском движении (еретическое антифеодальное народное движение с центром в селении Тондрак); писал патриотические элегии-плачи, подобные плачу Мовсеса Хоренаци. Ованес Имастасер (1045/50–1129, Иоанн Саркаваг) – поэт, философ, пользовался славой «гениального» ученого (любомудра), дал разработанную систему взглядов на изучение природы, мышления, разума человека, философски осмыслял вопросы эстетики, литературы (поэма Слово о мудрости).
Поэт и богослов, ритор, композитор, католикос Киликии Нерсес Шнорали (1101–1173) придал иное поэтическое качество церковным песнопениям, обогатил их новыми образами, мыслил свет как божественное начало. Оставил несколько больших поэм: Слово о вере, Сын Иисус. Особенную художественную ценность представляет его лиро-эпическая поэма Плач на взятие Эдессы. Этот жанр – исторической поэмы-плача, впервые разработан Шнорали. Сыграл большую роль в развитии армянского стихосложения: до Шнорали в ходу была монорифма, он ввел разнообразные рифмы, впервые использовал прием олицетворения, (впоследствии плодотворно использовавшийся армянскими поэтами), активно применял размеры народной поэзии.
Григор Тга (1133–1198), чье основное произведение – поэма Плач о Иерусалиме, и Нерсес Ламбронаци (1153–1198) – поэт, философ, ученый, музыкант, церковный деятель, продолжили традиции Шнорали, обогатили жанр лиро-эпической поэмы.
В это время в литературе наметилось решительное размежевание художественной и научной компоненты, религиозная и светская литературы приобретали свои специфические черты, последняя сближалась с народной. Развивались новые жанры: басни, оды, рассказа, беседы, биографии. Видным баснописцем был родоначальник армянской авторской басни Мхитар Гош (1130–1213), в его творчестве басня стала самостоятельным жанром художественной словесности. Гош – автор Армянского судебника, свидетельствующего о высоком уровне правового и нравственного сознания, он употреблялся вплоть до 19 в.
Другой армянский баснописец – Вардан Айгекци, создатель множества басен, которые были собраны в сборнике Лисья книга, куда впоследствии вошли многие другие народные и переводные басни (числом до пятисот). Басни, притчи, назидательные истории Айгекци вобрали в себя народный юмор и сатиру, отразили социальные противоречия времени, как правило, они заканчивались длинным назиданием религиозного характера.
В 13–14 вв. в исторически тяжелых условиях (монгольское нашествие), литература обогащалась переводами из арабского, персидского, старофранцузского, латинского, создавались новые дополненные редакции различных сборников: Айсмавурк (Синаскарий), Гандзаран (сб.гандзов – жанр церковных песен), Шаракноц (сб. шараканов существенно дополнился при Нерсесе Шнорали). С 13 в. в литературе вместо отживающего грабара – древнеармянского, начал утверждаться разговорный народный язык – среднеармянский.
Фрик (1230/1240– начало 14 в.) заложил основы поэзии с выраженными социальными мотивами протеста против несправедливого мироустройства. Оставил более пятидесяти стихотворений, написанных в жанрах плача, поучения, жалобы – О Далехе и Бурдже, о хане Аргуне и Буге, Колесо судьбы, Жалобы.
Выдающиеся представители средневековой армянской поэзии 14 в. Ованес Ерзнкаци и Констандин Ерзнкаци наряду с традиционными религиозными темами развивали философско-медитативную лирику, вводили чисто любовные мотивы, утверждали гуманистические идеалы. Темы любви, поклонения женщине, красоте природы, воспевания весны, розы и соловья в поэзии Констандина Ерзнкаци получили новое лирическое звучание. В творчестве Ованеса Тлкуранци (14–15 вв.), поэта-лирика, эти темы уже лишены религиозной аллегоричности. В стихах этих поэтов получила применение форма народного любовного стиха – айрен (пятистопное восьмистишие). В поэзии развивается тема скитальчества (пандухтства), изгнанничества, выражающая тоску по родине; широко распространенная в народной поэзии, она способствовала формированию патриотической поэзии, гражданских идеалов. Эта тема звучала в нескольких айренах Ованеса Ерзнкаци, затем с особой силой в творчестве Мкртыча Нагаша (14–15 вв.), Григора Ахтамарци (16 в.), Нерсеса Мокаци. Представитель светского искусства – лирик Наапет Кучак (16 в.) вносил в поэзию жизнеутверждающие настроения, воспевал женщину, мирские радости. В лаконичной форме народного айрена – армянского сонета, выразил красоту мира и души человека, наивысшим выражением чего является любовь.
В 13–16 вв. развиваются жанры басни, мемуарного рассказа, поэмы, историко-социального плача, которые писали Григор Церенц, Хачатур Кечареци, Аракел Сюнеци, Аракел Багишеци, Симеон Апаранци и др.
Историческая проза 13–16 вв. представлена именами Киракоса Гандзакеци, Вардана Патмича, Смбата Гундестабля, Степаноса Орбеляна, Григора Акнеци, Товма Мецопеци и др. В искусстве особого расцвета достигает книжная миниатюра, создаются шедевры художников Тороса Рослина, Момика, Саргиса Пицака, Тороса Таронаци.