После определенного периода сдержанных отношений с Джакартой Вашингтон в начале 80-х гг. активизировал американо-индонезийские контакты. Главная причина повышенной военно-политической и дипломатической активности Вашингтона в отношении Индонезии кроется в стремлении США втянуть эту влиятельную страну в сферу американской политики, сделав тем самым более ’’сговорчивыми” остальные страны АСЕАН.
Процесс модернизации американской политики в ЮВА затронул самые широкие политические круги США. В марте 1982 г. в сенатском комитете по иностранным делам состоялись слушания по вопросам отношений США со странами АСЕАН В выступлениях американских сенаторов и представителей Белого дома ставилась по сути дела только одна проблема — ответ США на ’’советско-вьетнамскую агрессию в Юго-Восточной Азии”05. На слушаниях обсуждалась идея о более эффективном использовании АСЕАН для оказания всестороннего и комбинированного воздействия на Вьетнам, чтобы побудить его ликвидировать свое военное присутствие в Кампучии. Попутно был сделан вывод о том, что не все страны АСЕАН видят в Советском Союзе и Вьетнаме ’’главную угрозу” миру и стабильности в регионе. Было отмечено, что Индонезия и Малайзия больше опасаются активности Китая, ’’способного подорвать существующие политические институты в странах АСЕАН”, а также американо-китайского сближения в военно-политической области, которое ”может привести к нежелательным для АСЕАН переменам в Юго-Восточной Азии”. В итоге участники слушаний пришли к выводу, что администрации Рейгана следует усилить акцент на развитие экономических и дипломатических отношений со всеми странами АСЕАН, чтобы повысить степень их участия в создании американской модели политической стабильности в регионе.