Под влиянием ’’вьетнамского синдрома” США вынуждены были несколько снизить уровень своего военного ’’присутствия” в АТР, учитывая негативную реакцию американского и мирового общественного мнения. Однако уже с конца 70-х годов администрация Дж.Картера снова приступила к наращиванию вооруженных сил в этом регионе, подчеркивая необходимость ’’обеспечения неослабного присутствия США в бассейне Тихого океана”.
Для консервативных кругов США, приведших к власти Р.Рейгана, мероприятия, проводившиеся Картером, казались недостаточными. Взяв курс на обеспечение превосходства американской военной мощи на глобальном и региональном уровнях, Вашингтон предпринял шаги по резкому наращиванию милитаристских приготовлений в АТР, провозгласил ’’новый” подход к региональным проблемам. По утверждению исследователя из Гуверского института войны, революции и мира Р.Мэйра, ’’новая” политика администрации Рейгана ’’нацелена на восстановление и сохранение баланса сил между государствами в ключевых геополитических регионах Азии. Эта политика должна строиться на силе, а не на политической слабости и неопределенности”.
Основные направления ’’новой” стратегии США в АТР, по мнению Р.Мэйра, следующие: во-первых, признание того, что ’’стратегическая важность Азии столь же велика, как и Западной Европы”; во-вторых, необходимость ’’смычки” стран Азии и тихоокеанского бассейна ”от страны, к стране”, т.е. создания широкого военно-политического альянса под эгидой США; в-третьих, сохранение ’’сильного американского военно-морского и военно-воздушного присутствия в Индийском и Тихом океанах” и расширение числа американских союзников, позволяющих ’’размещать и эффективно использовать эту военную силу, гарантирующую свободу морей”.