В ноябре 2013 года в ереванской общине Нор Норк состоялось открытие парка Тигран Мец (Тигран Великий). На реконструкцию парка из бюджета общины было выделено 123 млн. драмов. В парке были восстановлены аллеи, расставлены скамейки, отремонтирована поливальная система, обеспечено освещение. Обо всем этом уже говорилось. Как и о том, что «реконструкторы» парка «забыли» о находящихся в одном из закоулоков парка Сюникских петроглифах, которые как были преданы забвению, так и остались. Более того, хорошо видны свежие следы вандализма: отломанные и отпиленные куски. Об этом писалось, но ничего не именилось.
Речь идет о привезенных с Ухтасара петроглифах II тысячелетия до н.э. Эти петроглифы из Сисиана в Ереван еще в 1970-ых привез первыз секретарь райкома партии Нор Норка Павел Сафян, создав экспозицию под открытым небом. Кстати, петроглифы включены в список недвижимых исторических и культурных объектов Еревана, однако в парке нет ни одного указателя, ни одного упоминания о статусе охраняемого памятника, и обычному прохожему петроглифы могут показаться обычным нагромождением камней.
О проблеме и отсутствии указателей мы сообщили и в районную администрацию общины Нор Норка. В коммунальном отделе PanARMENIAN.Net пообещали, что вопрос если не ограды, то хотя бы соответствующей таблички будет поднят на ближайшем заседании. Думаю, что установка хотя бы одной таблички не ляжет «тяжелым грузом» на бюджет районной администрации (хотя можно было подумать об этом еще год назад и выделить небольшую сумму из бюджета в 123.000.000 драмов). Ведь речь идет о сохранении тысчилетнего памятника. Может, хоть табличка поможет обезопасить петроглифы от «любителей древностей».
Петроглифы— высеченные изображения на каменной основе (от др.-греч. πέτρος — камень и γλυφή — резьба). Могут иметь самую разную тематику — ритуальную, мемориальную, знаковую со всеми возможными взаимопересечениями.
Традиционно петроглифами называют все изображения на камне с древнейших времен (палеолита) вплоть до средневековья, за исключением тех, в которых достоверно присутствует хорошо разработанная система знаков. Абсолютно однозначного определения не существует. Петроглифами называют как первобытные пещерные наскальные тесаные рисунки, так и более поздние, например, на специально установленных камнях, мегалитах или «диких» скалах.
В основном, это изображения животных — олени, бизоны, кабаны, дикие кони; среди них и такие, которые ныне на земле уже не водятся — длинношерстые мамонты, саблезубые тигры. Лишь изредка попадаются абрисы человеческих фигур и голов, вернее, ритуальных масок. Только позднее, в эпоху неолита, стали изображать сцены из жизни первобытного племени — охоты, сражения, пляски и какие-то малопонятные обряды. Такие композиции приблизительно датируются VI—IV тысячелетиями до н. э.. А самые ранние изображения, где преобладают «портреты» зверей, относятся к верхнему палеолиту, то есть были созданы сорок — двадцать тысяч лет тому назад.
panarmenian.net